Фригг – официальная жена, супруга Одина. “Младшая Эдда” называет Фригг дочерью Фьёргюн. Фьёргюн – странное на первый взгляд божество. То это отец Фригг, то мать Тора. Но так как Тор иногда называется сыном земли – Ёрд, то считается, что Фьёргюн это земля, порождающая мать-земля. Возможно, Тор и Фригг это партеногенные дети Ёрд или Фьёргюн.Как известно, архаические женские божества могли порождать детей даже без отца. Отсюда и могла случиться путаница с отцом – матерью. Впрочем, можно полагать, что в скандинавской мифологии существовало два существа с именем Фьёргюн – одной мужского, другое – женского пола, но с одним, или подобным именем (Fjorgyn – женское и Fjorgynn – мужское). Как Фрейр и Фрейя. Или даже Ньёрд и Нертус.
Мать Бальдра и Хермода
Фригг – мать Бальдра. Это мать, всецело преданная своему сыну, даже предпринимающая реальные шаги, чтобы уберечь его от напастей, но, тем ни менее, терпящая поражение. Довольно характерный сценарий.
Интересно, что после смерти Бальдра, она идеализирует сына, во время перебранки Локи, считая, что если бы тут был Бальдр, то непременно побил бы Локи. Хотя на пиру собрались все основные боги и до какого-то момента ничего с Локи сделать не смогли.
27 Когда бы сидел здесь, У Эгира в доме, Хоть кто-нибудь, Бальдру подобный, Ты с пиршества асов Сейчас не ушел бы Иначе, как больно побитый. (Перебранка Локи, Старшая Эдда),
Хермод – сын Фригг, появляющийся в мифе о Бальдре. Фригг обещает свою любовь тому, кто поедет в Хель вызволять ее любимого сына. И Хермод, если он действительно сын Фригг, кажется сыном нелюбимым. Похоже, мать больше любит красивого и нежного Бальдра, нежели “мужественного, удалого” Хёрмода.
Супруга и подруга Одина
Фригг – верная жена. Упрекание ее в “Перебранке Локи” в том, что она сожительствовала с Вили и Ве, кроме Одина, кажется шуткой.
26 …хоть муж тебе Видрир, ты Вили и Ве обнимала обоих. (Перебранка Локи, Старшая Эдда)
Вили и Ве появляются только в самом начале мифологического времени как основные движущие силы миропорядка, вместе с Одином. Поскольку “Перебранка Локи” – довольно позднее произведение, обвинение, брошенное Фригг, мне кажется намеком на якобы триединство Одина, пущенное в ход со времен христианства.
Впрочем, упоминание об этом событии есть и в “Саге об Инглингах”: “У Одина было два брата… Они правили державой, когда Один был в отлучке. Однажды, когда Один отправился далеко и долго был в отлучке, Асы потеряли надежду, что он вернется. Тогда братья стали делить его наследство, и оба поженились на его жене, Фригг. Но вскоре после этого Один возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену”. (Круг Земной, с 12) Но тут этот эпизод больше похож на житейский обычай: если брат умирает или пропадает без вести, его супруга достается брату. В данном случае аж двум. Фригг здесь ничего не решала, потому это ее никак не характеризует.
Этот обычай похож на матриархальный порядок наследования власти и собственности. Правил и управлял тот, кто женился на правительнице, жрице, хозяйке – в зависимости от размера и качества власти женщины. Имеет или нет это отношение к Фригг и Одину – точно неизвестно.
Фригг не единожды хитростью одерживала вверх над Одином. В “Истории лангобардов” Павла Диакона рассказывается, как Фригг хитростью добивается победы винилов в битве с вандалами. Хотя вторые просили помощи у самого Одина. А первые – у Фригг.
Известна еще одна история, в которой Фригг, несмотря на первенство в делах и даже изначальную удачу Одина, все же добивается своего хитростью (похоже биться друг с другом об заклад и ставить на разных противников было их обычным супружеским занятием). Это история о двух мальчиках, Гейррёде и Агнаре. Несмотря на удачливость воспитанника Одина, теперь уже конунга, Фригг, своим коварством, да и клеветой, заставляет своего мужа разочароваться в нем.
Фригг – не единственная женщина у Одина. Он влюбляется, соблазняет, обманывает и даже берет силой смертных женщин и великанш. Подобный сюжет вообще обычен для патриархальных религий. Потому Фригг называют “соперницей Ёрд, Ринд, Гуннлёд и Грид”, так как Один имел связи и даже детей от этих богинь и великанш. Но Фригг (в отличие от той же греческой Геры) не ревнует явно его самого, и не преследует ни этих женщин, ни их детей.
Вещая Пряха
Считается, что Фригг знает все судьбы мира, но об этом не говорит. Она – пара волхву – Одину, и естественно, должна была бы обладать вещей функцией. Но это и обычное качество супруги верховного бога. (Гера древних греков обладала властью подарить любому смертному дар прорицания.)
Фригг связана с прядением и ткачеством. Как замужняя жена она сидит дома и занимается этим домашним творчеством. Но прядение тесно связано и с понятием судьбы. Судьба человека также прядется как и нить и вплетается в ткань существования. Фрейя прядет, когда к ней приходит женщина (или Локи в обличье женщины) и выведывает судьбу Бальдра.
Женская прялка аналогична оружию мужчины. (Греческая Афина, например, держит в одной руке копье, в другой – веретено.) Ткацкое мастерство требует работы как рук, так и разума. Чтобы сделать полотно, женщина должна мысленно создать план того, что она будет делать, а затем методично создавать ткань ряд за рядом. При этом придается особое значение предвидению, планированию, ремесленному мастерству и терпению. Потому неудивительно, что именно пряхи создают судьбы мира. Прялка является тем же для Фрейи, как молот для Тора или копье у Одина. Созвездие Пояс Ориона шведы называли “Прялка Фригг”. В Норвегии было поверье, что в пятницу (день Фригг, все-таки Фригг – Фрии, а не Фрейи) нельзя было делать определенные вещи, чтобы не навредить ткачихам в их деятельности. В Нижней Саксонии Фрау Хольда это седовласая старуха с большими зубами, портящая работу ленивых прях и поощряющая работящих.
Удивительным образом это соотносится со славянским образом Параскевы – Пятницы (Макоши в язычестве), которая покровительствует прядению. Параскева Пятница тоже баба строгая и налагает запрет на само прядение в пятницу. Макошь же в блаженном язычестве была также богиней случая. Возможно, это какой-то общий архетип богини, покровительствующей замужним бабам, прядению и ткачеству, а также строгому соблюдению правил.
Всадница Дикой Охоты
В позднем германском континентальном фольклоре Фригг (или Фрие) соответствует Хольда, или Фрау Хольда. Это имя означает “Милостивая, Добрая” и похоже на эвфемизм. Хольда живет в озере или колодце и является страшилищем для маленьких детей. Она себе забирает некрещеных детей. В этом случае тоже она ведет себя как такая потусторонняя богиня – мать.
Дикая Охота на континенте возглавляется не только Воданом, но и Хольдой – его спутницей. Здесь она представляется в своей самой жуткой ипостаси. Зато тут Фрия оказывается адекватной парой Водану. Конечно, их общий праздник это Йоль. Ее, однако, иногда видят в колеснице, запряженной собаками. Под Новый Год она даже раздает подарки, но только тем, кто слышит щелчки ее хлыста.
В Тюрингии Фрау Хольда – это прекрасная женщина с длинными золотыми волосами. Она также тут покровительствует всем малым существам, включая некрещеных детей.
Современные язычники полагают, что светлый лик Фрау Хольды был обезображен христианством, превратившим ее в чудовищного демона. Такое действительно бывало часто. Однако, разительный контраст между светлой красавицей, покровительницей малых сих и ужасной предводительницей Дикой Охоты соответствует той середине, коей в Скандинавии стала Фригг – умеренной подруге Одина, сдерживающей своего непредсказуемого супруга, прядущей и ткущей свои полотна, знающей обо всем на свете. Примечательно еще то, что языческой Фрау Хольде приписывают похищения маленьких христианских детей.
Фригг и святая Люция
При христианстве Фрия – Фригг соответствовала св. Люции. Она тоже пряха и наказывает нерадивых работниц – тех, кто не прядет в течение года, и наоборот прядет в праздники. В Дании праздник св. Люции отмечается 13 декабря и эта ночь считается временем предсказаний. В Швеции хорошенькая девушка, называемая “Люси” между часом и четырьмя часами ночи одевается в белое платье с красным шарфом и в короне, украшенной вороникой и девятью свечами будит мужчин и угощает их глюгом. В других случаях это бывает всего лишь кофе и печенья. Современные язычники соотносят этот обычай с праздником Остары – подательницы света и жизни и Фрии – хранительницы домашнего очага.
Один и Фригг:
“У конунга Храудунга было два сына: одного звали Агнар, другого – Гейррёд.
Агнару было десять зим, а Гейррёду – восемь. Однажды они поехали вдвоем на лодке со своею снастью половить рыбу. Ветер унес их в открытое море. В ночной темноте их лодка разбилась о берег, они вышли на него и встретили там старика. У него они перезимовали. Старуха ходила за Агнаром, а старик – за Гейррёдом. весной старик дал им лодку. А когда старик и старуха провожали их к берегу, старик поговорил с глазу на глаз с Гейррёдом. Им выдался попутный ветер, и они приплыли к пристани своего отца. Гейррёд был на носу лодки; он выскочил на берег, оттолкнул лодку и сказал: “Плыви туда, где тролли возьмут тебя!” Лодку вынесло в море, а Гейррёд пошел ко двору своего отца. Его хорошо приняли; отец его тогда уже умер. Гейррёд был выбран конунгом и стал знаменитым мужем.
Один и Фригг сидели однажды на престоле Хлидскьяльв и смотрели на все миры. Один сказал: “Видишь ты Агнара, твоего питомца, который народил детей с великаншей в пещере? А Гейррёд, мой питомец конунг и правит страной!” Фригг говорит: “Он так скуп на еду, что морит голодом своих гостей, если ему кажется, что их слишком много пришло”. Один говорит, что это величайшая ложь, и они бьются об заклад, об этом.
Фригг послала свою служанку Фуллу к Гейррёду. Она велела остеречь его против чар колдуна, который пришел в его земли, и сказала, что его легко узнать по тому, что ни одна собака, как бы она ни была зла, не нападет на него. Что Гейррёд скуп на еду, было действительно величайшей неправдой. Но человека, на которого собаки не стали лаять, он все же велел схватить. Пришелец был в синем плаще и назвался Гримнир. Больше он о себе ничего не сказал, как его ни расспрашивали. Конунг велел пыткой добиться от него ответа и посадить между двух костров. Так он просидел восемь ночей”. (Старшая Эдда. Речи Гримнира.)
Здесь Один и Фригг вначале являются Мудрым Старцем и Мудрой Старицей, воспитывая мальчиков на острове. Возможно, эта часть сюжета как-то связана с детско-подростковыми инициациями. Ведь почему-то очень точно назван возраст мальчиков.
Затем Один учит младшего брата, как избавиться от старшего. Должно быть Одину известно, что отец мальчиков умер, но по старшинству наследником конунга станет старший брат. Потому он помогает младшему брату беспрепятственно идти к власти. То есть в этот момент Один проявляется как Зачинщик Распри, и Колдун. Ведь младший брат не просто выкидывает старшего за борт, что означало бы братоубийство и вообще нехорошее дело. Он выпрыгнул из лодки, а саму лодку заколдовал так, что она вместе с братом пошла “к троллям”. Как стало известно позже, старший брат оказался на безымянном острове, где плодил детей с тролльшей.
Все прошло так, как хотел и задумал Один. И Фригг ничего не предпринимает. Но затем муж начинает хвастаться перед женой, на тему “Ну и кто из нас лучше дите воспитал?” Фригг в общем-то сказать нечего, так как Один фактически прав. Она ничего не говорит об Агнаре, но возводит явный поклеп на конунга Гейррёда и принципиально стоит на своем. А Фригг – богиня, как известно, которой все ведомо. Это необходимо выяснить на деле. Так она возбуждает в своем муже его роль Странника. Чтобы очернить конунга в глазах своего покровителя, она сама подстраивает провокацию. В отличие от того, как это делает ее муж, не сама, а чужими руками. И все у нее чудесно выходит.
Одина подозревают как опасного колдуна (что, мягко говоря, недалеко от истины) и пытают, сажая меж двух огней. Тут возможно тоже есть связь с какими-то неизвестными нам ритуалами. А может и просто с пытками. Но на девятый день Агнар, теперь уже сын Гейррёда, дает напиться страннику, тот начинает вещать и пророчить, после чего подозрительный конунг неожиданно падает на свой меч.
А то, что приходит на помощь Одину сын конунга с именем его брата означает правоту Фригг. Дядя, потерянный на заброшенном острове, связан через имя со своим племянником, сыном конунга, вероломного брата. То, что в истории делает племянник с именем Агнар, как бы совершает и его тезка-дядя.
Примечательно то, что Один и Фригг и здесь, в который раз, оказываются инициаторами распри между братьями, или “братскими народами” (например, оказывая предпочтение разным сторонам в битве лангобардов и вандалов), или предпочтением одного брата другому (как в истории Бальдра, где Бальдр – любимец Фригг, а с Одином больше сопоставим Хермод).
Источник:
форум ОГМ