обучение работе с таро - форум Всеведа
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

обучение работе с таро - форум Всеведа

обучающий форум о таро, гадание online, Орден Грааля Миров (ОГМ)
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Мидсумар (середина лета)

Перейти вниз 
АвторСообщение
getsnew

getsnew


Сообщения : 7499
Репутация : 2
Дата регистрации : 2015-04-04
Откуда : NowHere

Мидсумар (середина лета) Empty
СообщениеТема: Мидсумар (середина лета)   Мидсумар (середина лета) Icon_minitimeСр Авг 05 2015, 02:32

И пока на дворе - два самых длинных дня в году - надо успеть повеселиться вдоволь. С незапамятных времен - это самый веселый и вместе с тем - самый таинственный праздник.
"День летнего солнцестояния - Мидсоммар отличается от всех других праздников в Швеции. Это, по-прежнему, языческий праздник. А многие другие, которые были языческими вначале, стали потом церковными", - рассказывает научный сотрудник стокгольмского этнографического музея Скандинавских стран - Нордиска музеет - Лена Щэттстрем. В этом музее собирают и хранят сведения о шведских традициях. Есть в музее и целый раздел, посвященный празднованию дня середины лета - мидсоммар. Он рассказывает и об истории этого праздника и о том, как празднуют его в разных районах Швеции сегодня:
- О праздновании мидсоммар в давние времена - нам известно не так много. Но мы знаем, что во времена язычества четыре раза в году пили пиво. На день летнего солнцестояния, на рождество, но также во время осенних и весенних праздников. Эта традиция по известным нам источникам даже древнее такой неотъемлемой сегодня части праздника - как установка украшенного гирляндами цветом шеста. Или еще одно существенное отличие этого праздника от многих других. Если в рождество - принято всей семьей собираться дома. Это, прежде всего домашний, семейный праздник. То - мидсоммар - день летнего солнцестояния - празднуют на улице. Тоже - со всеми своими домочадцами, но среди толпы. Это праздник массовый. И даже потом - когда все собираются на праздничный обед - то его тоже стараются устроить на улице или на крайний случай, если день выдался дождливый - на веранде. И даже горожане - предпочитают в этот день выбраться на природу. Прежде всего, на дачу. А если нет собственной дачи - то куда-нибудь к родственникам в сельскую местность. Ну, на крайний случай - в парк. Именно в этот день середины лета - самое главное почувствовать единство с природой, - рассказывает музейный работник.

Мы предлагаем вам отправиться на праздник в провинцию Даларна. Здесь, как полагают многие шведы, сохранилось все самое исконное и истинное, все самое-самое. Так, как было, и быть должно.

Представьте себе зеленый цветущий луг, на котором уже собралось множество народу. Женщины в венках из луговых цветов. В светлых нарядных летних платьицах. Кое-кто в национальных костюмах. И исконно далекарлийских, которые носили из прабабушки, и тех, которые принято считать шведскими национальными женскими костюмами. То есть юбка или сарафан синего цвета, такого же тона как и синий на шведском флаге. Желтый передник. Белая блуза и лиф с вышивкой - чаще всего - ромашками. Кстати сказать, такой костюм шведки предпочитают захватить с собой, если им приходится праздновать день середины лета где-нибудь вдали от Швеции. Мужчины, большинство которых в светлых костюмах или просто в светлых рубашках, заняты подготовкой к установке праздничного шеста. Это обязательный атрибут и кульминация всей праздничной церемонии.

Шест, обычно с поперечным перекрещением и кольцами, который украшают цветами и листьями все вместе, заранее. Этот достаточно странный шест имеет два названия, одно из которых очень простое - мідсоммарстонг - шест на праздник мидсоммар, а вот второе - майстонг, или майский шест, ставит человека непосвящённого, мягко говоря, в тупик: а при чём тут месяц май, если уже середина лета? Слово май-стонг происходит по одной версии от старого шведского глагола «майа» - покрывать листвой, потому что праздничные шесты всегда украшают гирляндами зелени и цветами. По другой версии - это шест впервые начали использовать в своих празднествах перебравшиеся в Скандинавию во времена средневековья немецкие поселенцы. И заимствовав обычай, шведы заимствовали и название - меж тем, столб-то июньский! Еще с античных времен южная, западная и восточная Европа украшает зеленью майское древо, а вот северная Европа - не может проделать этого - к первым числам мая в Скандинавии нет еще ни цветов, ни зелени - разве что первоцветы и первые побеги. Так что такой майский столб воздвигают на день середины лета

Праздничный шест должен быть - чем выше - тем лучше. И если украшают его совместными усилиями, но поднимать и устанавливать его работа непростая и для мужчин. И помимо силы - здесь нужна слаженность и организованность.

Но вот наступил самый торжественный момент. В два часа дня шест начинают плавно поднимать и устанавливают в самом центре поляны.

Ведущий праздника комментирует: Вот мы и установили майский шест с помощью наших крепких далекарлийских ребят. И теперь - поприветствуем лето. Звучит старинный музыкальный инструмент - берестяной рожок. И призывный клич, напоминающий журавлиный - "кюллнинг" по-шведски. Все собравшиеся приветствуют этот срединный день лета.
И теперь - настала пора водить хороводы вокруг шеста. Все в круг - объявляет ведущий - нас так много собралось сегодня, что будет даже три круга. Возьмемся за руки и... начинаем...
"Танцуем по кругу, танцуем в хороводе, танцуем все вместе... А теперь - по одному, один против одного, а теперь снова - все вместе по кругу. А теперь - двое - против двоих. И снова - по кругу. Незатейливо - но весело.

Если вы окажетесь в таком импровизированном хороводе на праздник середины лета - то это тут же развеет все предрассудки о скучности и холодности шведов. Во всяком случае, в этот день они явно оттаивают, и веселью и ребяческим проказам нет предела.

Остается только удивляться, сколько игр и забав сохранилось и передалось из поколения в поколение. Играют и танцуют вокруг майского шеста все вместе - и стар и млад. Среди самых любимых - песенки - "изображалки". По команде ведущего - все становятся веселыми зверятами, то изображают тетушку Ингеборг и ее ковыляющую походку. То неделю забот - в понедельник стираем, во вторник - развешиваем, в среду гладим и так далее... Вот как в этой песенке про веселых лягушат - "смо грудурна" - кулачки надо приставить к глазам - словно у пучеглазой лягушки, попрыгать и квакать - чтоб весело было поглазеть на таких лягушат.

Ну, а чуть ближе к вечеру - начинают звучать излюбленные шведами мазурки-польска, шоттисы и вальсы. Детей уже отправили спать - и пора повеселиться взрослым. Звучит - шведская полька-хамбу - Мидсоммар.

Увидеть подлинный Мидсоммар можно на репродукции с картины "Танцы в Иванову ночь", написанной в 1897 г. знаменитым шведским художником Андерсом Цорном. Можно и "услышать" настоящий шведский Мидсоммар, ведь кульминации лета - Мидсоммар-афтон - посвящена знаменитая рапсодия шведского композитора-классика конца XIX - первой половины XX века Хуго Альвена, автора "Шведской рапсодии". Национальный романтизм этой жанровой музыкальной картинки летнего бодрствования переплетается с фольклорными интонациями.

Пожалуй, ни один другой шведский праздник не связан с таким множеством различных примет и поверий. Которые живы и по сей день. Считалось, что в этот день можно заглянуть в будущее. Можно погадать на суженного. Увидеть своего жениха и свою судьбу. Самый верный способ - собрать букетик цветов и положить его под подушку. Тогда суженый явится во сне

Собирать эти семь или девять - цветков - тоже была целая наука. В разных деревнях и разных регионах Швеции были свои правила и обычаи. Где-то полагалось собирать цветы с семи лугов разных владельцев. Где-то - самым важным считалось, чтоб названия цветов в букете начинались в одной буквы. Легче всего было нарвать цветов на букву "В". В других местностях старались успеть обежать все луга и нарвать букет после захода солнца и до полуночи. Что были очень не простым делом на севере Швеции. Чтоб успеть в такой короткий промежуток времени - когда солнце едва скрывается за горизонтом - чтоб почти тут же появиться опять - требовалась особая сноровка. Но повсеместно считалось - что делать это надо, не проронив ни слова. Интересно, что у славян существовал похожий обычай. В ночь праздника Ивана-Купалы девушки отправлялись собирать цветы. Только рвали их, не глядя, наудачу. И тоже - укладывали под подушку. И лишь наутро осмеливались взглянуть. Если набралось двенадцать разных трав - в этом году замуж выйдешь. А еще в этот день в Швеции девушки, так же как и славянских странах - плели венки

В этот день целебна утренняя роса и всякая вода - речная, колодезная, ключевая. Языческие предки оставили шведам огромное количество рекомендаций, как максимально использовать возможности, которые предоставляет волшебная ночь. Лечебная сила трав увеличивается, если их собрать в ночь мидсоммар и правильно хранить. Наделяется лечебными свойствами и роса, особенно та, что выпадает на кладбище. Если человек покатается в ночной росе, то он оставит на траве все свои болезни и недуги. А вот если добавить росу в тесто, то будет хороший хлеб! К тому же, ветви деревьев, сломанные в определённое время, служат защитой от злых чар.

И еще одно довольно забавное поверье. В эту волшебную ночь можно было не только суженого увидеть, но и узнать какой будет супружеская жизнь. Для этого полагалось перед сном поставить на ночной столик три рюмки - с водой, с вином и с чем-нибудь покрепче. За неимением водки - годилась и самогонка. А поутру спешили взглянуть - в какой из рюмок - содержимое поубавилось. Если обнаруживалось - что воды поубавилось - сие означало, что жизнь с мужем будет унылой и тоскливой, если вина чуть поменьше стало - то нет поводов для расстройств - все будет как по маслу. Не жизнь - а сплошной праздник. А вот если рюмка с водкой опустела - то тут есть о чем призадуматься. Велик риск заполучить запойного пьяницу в мужья.

Однако ночь на мидсоммар не только предлагает большое количество возможностей, но и таит в себе определенные опасности. Естественно, наряду со светлыми силами, существуют и силы темные. Так, по преданию, цветы пиона в этот день наполнены болезнью, и если их понюхать, то можно заболеть раком. Поэтому, когда-то все пионы накрывали бумажными колпаками. А если сорвать какую-нибудь зелень в определенных местах, то берегись - в живом человеке могут завестись трупные черви! И, конечно же, когда же еще, как ни в такую ночь, активизируется нечистая сила. Народные предания остерегают купаться в реках и озерах, чтобы не попасть в руки водяному.

Древний праздник летнего солнцестояния у восточных славян. Иван-Купала - народное прозвище Иоанна Крестителя. В Латвии свой аналог - Лиго. Один из самых почитаемых и разгульных народных праздников. Он заполнен обрядами, связанными с водой. Купались и в воде, и в росе. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг костра собирались полюбоваться пламенем, поплясать, перепрыгнуть через него.

Дело близится к вечеру, хотя солнце здесь на севере заходить и не подумывает. Устав и наплясавшись вокруг зеленого шеста, жители расходятся по домам, к накрытым столам. Традиционное меню шведского праздника середины лета - селедка с картошкой - это молодая картошка, сваренная со стеблями укропа и посыпанная сверху свежим, мелко нарезанным укропом, филе селедки в домашнем маринаде, с добавлением уксуса, сахара, лука и специй. К селедке в качестве соуса подается густая простокваша с мелко нарезанными перышками зеленого лука. Молодая шведская картошка - пользуется особым уважением. Угощение считается еще более изысканным - если картошка выращена лично. В последние годы даже стало особой модой даже среди люди весьма далеких от огородничества посадить несколько картофелин - чтоб собрать к празднику мидсоммар свой урожай. Хотя, традиция есть картошку в день летнего солнцестояния - довольна молода. Еще сто лет назад - такое расточительство было просто немыслимо в крестьянских семьях. Всем корнеплодам надлежало как следует подрасти, а собирать картофель величиной в фасолину - это пренебрежение к дарам Божьим. А к самой популярной и уважаемой кулинарной книге конца 19 века даже утверждалось, что картофель, собранный до конца августа - просто ядовит. Но сегодня - без картошки не обойдется ни одно застолье

Ставят на стол и салат с редиской, огурцами и помидорами. А на десерт - обязательно клубника. Лучше всего - конечно же тоже шведская. Едят клубнику со взбитыми сливками или с мороженым. Или же готовят целый клубничный торт - бисквитные коржи и слоями - свежая клубника со сливками.

К еде обычно предлагается пиво и водка, в том числе и со специями, настоянная на травах. И тогда - как и на всех других праздниках в Швеции - вместо тостов - звучат шведские застольные песни. Вот пример такого тоста, призывающего забыть в этот день все проблемы и заботы, но сначала идет длинное их перечисление:

Сколь! Выпьем! Таким приглашением обычно заканчиваются шведские тосты- застольные песни.

Но традиции - традициями. А как же все же надо праздновать мидсоммар - "по-современному"? Для тех - кто сомневается, что и как надо делать в этот день - газеты Швеции заранее публикуют краткую инструкцию, вернее - распорядок дня.

Почитаем.

Подъем в 8 утра. И первым делом - надо обзвонить всех знакомых и поприветствовать их какой-либо задорной считалкой, ну вроде этой - "риш-раш-филибум-бум-бум...", ну а если трубку не снимают - то стоит послать смс с каким-либо шутливым приветствием.

В 9 утра - надо подумать о завтраке. Предпочтительнее - свежая клубника. И если в вашем огороде такой не отыщется - отправляйтесь на одну из близлежащих плантаций. Пару лукошек можно набрать там. Уточняем в скобках для наших российских слушателей, что все собранное вами на таком ягоднике - взвешивается и оплачивается. Цены, правда, вполне гуманные. Ведь вы собирали сами.

Далее. В 10 часов после завтрака - пора начинать плести венок. Какой же мидсоммар без него. Цветы могут быть любыми - на ваш вкус и усмотрение. Правда, сама технология плетения - может быть усовершенствована, если вы используете специальную клеящую ленту – тейп или скотч. Тогда конструкция будет понадежнее и венок не развалится даже на самой бурной дискотеке. И не забудьте время от времени сбрызгивать свое творение водой.

В 11 часов - пора начать наряжаться к празднику. Если национального костюма у вас нет - то не отчаивайтесь. Сгодится любое летнее платье. Предпочтительнее в цветочек. К тому же в нынешнем сезоне это в моде опять.

В 12 - настала пора перекусить. Конечно же, молодой картошкой и селедкой. Не забудьте - кисломолочный соус.

Ну и теперь - самое время отправляться на праздник.

Далее - натанцевавшись вдосталь - займемся совместной подготовкой ужина. Почему бы не организовать совместный гриль? Только не надо поручать это дело кому-нибудь одному. Пока другие занимаются дегустированием запаса шнапсов. Подготовка ужина - дело коллективное.

К 6 часам - когда все, наконец, готово - к столу. И не забудьте включить что-либо подходящее событию. Ну, например, пусть звучит в исполнении Хокана Хельстрома - "Сон в ночь Мидсоммар"
Ну а затем - лучше всего снова устроить игры и танцы.

А под финал - часов, этак в одиннадцать - после захода солнца - может стоить отправиться пособирать цветы. Особенно, если вы еще не перестали мечтать о принце на белом коне и вечной любви. Если вы из числа реалистов - лучше оставайтесь потанцевать. И уж ищите принца прямо сейчас - не откладывая это дело на потом.

А в полночь - пора купаться. Конечно же - в чем мать родила. В такую ночь - позволено все

Источник: форум ОГМ
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Мидсумар (середина лета)
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Обряд Сеpедины Лета (21 июня)

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
обучение работе с таро - форум Всеведа :: РУНЫ-
Перейти: