обучение работе с таро - форум Всеведа
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

обучение работе с таро - форум Всеведа

обучающий форум о таро, гадание online, Орден Грааля Миров (ОГМ)
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Символ Божья-коровка.

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Администратор
Администратор
Admin


Сообщения : 4441
Репутация : 316
Дата регистрации : 2011-06-19
Откуда : angraal.com

Символ Божья-коровка.  Empty
СообщениеТема: Символ Божья-коровка.    Символ Божья-коровка.  Icon_minitimeСб Авг 20 2011, 13:45

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Божья коровка в английском языке имеет название ladybird — «птица леди». Считается, что она названа так в честь Девы Марии. Красный цвет символизирует ее плащ (в средневековом искусстве Деву Марию обычно изображали в красном). Божья коровка — это символ удачи.

Двухточечная божья коровка утверждена в качестве национального насекомого Латвии в 1991 году Обществом Энтомологов Латвии.

Божья коровка и пчела («божья пчела») могут соотноситься с верхней зоной, с небом, что отражается её эпитетом «божья». Оба этих насекомых в ряде случаев связыается с верхней частью мирового дерева, с его ветвями и листьями (с кроной).

Мифологическое значение Б. к. проясняется из анализа её наименований в разных языках и фольклорных текстах. Наиболее распространённый вариант наименования Б. к. указывает на скот, принадлежащий богу или некоему божественному персонажу: рус. божья коровка, болг. божа кравица (кравичка), польск. boza krуwka, литов. dievo karvэte, румынск. vaca domnului ["корова (-ка) бога"], серб.-хорв. божjа твчица, нем. Herrgottschдffchen (то есть «овечка бога»), франц. bкte а bon Dieu («животное бога»), poulette а Dieu («курочка бога»). Другой способ наименования Б. к. указывает на её связь с солнцем (которое тоже иногда обозначается как божье: верхнелужицк. боze slуncko, укр. сунечко, нем. Sonnenkдfer («солнечный жук»), Sonnenkдlbchen («солнечный телёночек»).

Названия первого типа связывают Б. к. с распространённым мотивом похищения коров (скота) бога его противником, названия второго типа [с внутренней формой «солнце (солнышко) бога»], основанные на внешнем виде Б. к. (летающее насекомое выпуклой, округлой формы, чаще всего красного или жёлтого цвета), — с сюжетом «небесной свадьбы», особенно отчётливо засвидетельствованным в балтийской традиции, где солнце (или солнцева дочь) выступает как положительный персонаж. Образу солнца в этом цикле соответствует Б. к.: она связана с богом, летает к небу и передаёт просьбы; приносит детей, помогает разыскивать стадо (то есть в какой-то степени дублирует мотивы, связанные с громовержцем), предупреждает об опасности, предсказывает урожай, срок человеческой жизни.

Вместе с тем мифологический образ Б. к. сохраняет следы тех трансформаций, которые произошли в мифе с отрицательным женским персонажем — женой громовержца, изменившей ему; ср. мотив превращения жены громовержца в солнцеподобное насекомое (Б. к.) при аналогичном и, несомненно, более распространённом мотиве, когда согрешившая жена даёт начало вредоносным насекомым (комары, москиты, мухи и т. п.), трактуемым в этом случае как её дети, или превращается в одно из них. В этом же контексте нужно рассматривать и опалённость Б. к., соответствующую мотиву поражения жены громовержца карающим небесным огнём-молнией (ср.: «Божья коровка! Улети на небо, принеси нам хлеба, чёрного и белого, только не горелого…»); ещё очевиднее эта тема наказания огнём выступает в ряде фольклорных текстов (в частности, детских), построенных по такому типу: «Божья коровка, лети домой, твой дом в огне, твои дети горят» (ср. нередкую в ряде языковых традиций формулу захода солнца: «солнышко в божий домик идёт», что сопоставимо и с названием Б. к. как божьего солнышка). Мотив горящих детей, наказанных за некий грех матери («не свои» дети) или за нарушение запрета позволяет с большим вероятием заключить, что Б. к. — не что иное, как «превращённая» жена громовержца, несущая на себе следы наказания огнём. Такой вывод подтверждается, в частности, другими названиями Б. к. — латыш. mirte (при том, что Мара сочетает черты жены громовержца и богоматери девы Марии), литов. dievo marэte («божья Марьюшка»), нем. Marienkдfer («жук Марии»), англ, lady-bird («птица богоматери»), lady-bug («жук богоматери»), представляющими собой христианизированную перекодировку в соотношении с богоматерью (то есть как бы женой бога). Отсюда возникает и связь Б. к. с темой детей наказанной жены громовержца. Первый план развития этой темы актуализирует образ детей солнца, воплощающихся в днях недели, из которых седьмой отмечен как день солнца (ср. англ. Sunday, нем. Sonntag, «воскресенье»). Второй план подчёркивает мотив наказания огнём детей Б. к., которых семеро (как и дней недели) — по числу пятнышек на её спинке; ср. многочисленные названия Б. к. как «семипятнышковой», «семиточечной», а также строгий запрет убивать Б. к.

Оба эти плана соотносятся с темой детей громовержца в «отцовских» версиях мифа; ср., например, представления о семи детях громовержца в литовской традиции, из которых отмечен именно седьмой, самый младший — только он выдерживает испытание огнём и водой и оказывается «своим» сыном громовержца. Причастность младшего сына к огню и воде объясняет, почему к Б. к., которая в данном случае выступает именно в этой ипостаси, обращают традиционный вопрос о том, будет ли дождь или хорошая погода, вёдро. Не случайно и то, что с младшим сыном связывается идея вечного возвращения, воскресения, богатства, прямая линия преемственности с солнцем. Те же ассоциации характеризуют в народных верованиях и Б. к. Она нередко связана с переходом от старого к новому году. Слово «бйдрик», являющееся одним из украинских названий Б. к., присутствует и в ритуальных текстах, приуроченных к сочельнику (ср.: «Дай, боже, и на бедрик!» или «Щедрик-бедрик! дайте вареник» при «Щедрий вечiр» как обозначение кануна нового года). Наличие варианта ведрик (бедрик.) помогает, видимо, объяснить связь Б. к. с ясной погодой (вёдро).

Существуют и прямые свидетельства связи Б. к. с громовержцем и с т. н. основным мифом индоевропейской мифологии. Древнеиндийское название Б. к. indragopa («та, чей пастух Индра») отсылает к мифологическому мотиву коров громовержца: возвращение похищенных коров вызывает оплодотворяющий природу дождь и солнце.

Лит.: Топоров В. H., Балтийские и славянские названия божьей коровки (Coccinella septempunctata) в связи с реконструкцией одного из фрагментов основного мифа, в кн.: Этнолингвистические балто-славянские контакты в настоящем и прошлом. M., 1978.

В. Н. Топоров

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Божья коровка, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 1207 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 183 Словарь)]

Вернуться к началу Перейти вниз
Admin
Администратор
Администратор
Admin


Сообщения : 4441
Репутация : 316
Дата регистрации : 2011-06-19
Откуда : angraal.com

Символ Божья-коровка.  Empty
СообщениеТема: Re: Символ Божья-коровка.    Символ Божья-коровка.  Icon_minitimeСб Авг 20 2011, 13:53

С детства мы помним такой стишок:

Божья коровка,
полети на небко,
там твои детки
кушают конфетки,
всем по одной,
а тебе ни одной.

Этот стишок имеет множество версий, не только у нас, но и в других странах. К божьей коровке обращаются с вопросами о жизни и смерти, о погоде и урожае, о женитьбе. Найти божью коровку считалось хорошей приметой.

Божья коровка, прилетевшая на руку или одежду, символ удачи. Считалось, что божья коровка живет на небесах и лишь время от времени спускается с небес, чтобы передать человеку волю божью. Многие народы верили, что ее молочком питаются сами боги, поэтому божью коровку ни под каким предлогом нельзя было убивать. Есть предположение, что божья коровка раньше назывались "божьи кровки", так как походят на капельки крови.

Талисман с изображением божьих коровок всегда приносил удачу. И чем больше было черных пятнышек на спинке этого насекомого, тем сильнее был талисман. Одно пятнышко - божья коровка поможет в любом новом начинании; два пятнышка - символ внутренней и внешней гармонии; три - человек научится быть рассудительным и сможет принимать верные решения; четыре - защита от грабителей и бандитов (талисман с такой божьей коровкой хорошо брать в длительные путешествия); пять - повысит способность к созидательному труду; шесть - поможет в обучении; семь - божественный знак, божья коровка с семью пятнышками принесет своему обладателю удачу во всех делах и счастье.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Символ Божья-коровка.
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Символ Змея
» Ваш символ
» Символ КРЕСТ
» Вы, как символ осени
» Символ Орел

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
обучение работе с таро - форум Всеведа :: Другие мантические системы :: В мире символов и знаков-
Перейти: