Существующие религии можно сравнить со зданиями различных архитектурных стилей. Внешний вид и форма зданий различны, но любое здание имеет фундамент, несущие конструкции и крышу. Так же и многие религии, поражающие обилием обрядов, различным устройством, убранством храмов и многообразием ритуалов, имют сходные составляющие: "фундамент" и "несущие конструкции", представленные в вероучении.
"Фундамент" большинства религий един - это мистический опыт. Мистики и пророки всех времён и народов рассказывают о своём мистическом опыте нередко одними и теми же словами. В них Высшая Реальность предстаёт как всепонимающее, любящее, наполненное светом и блаженством пространство.
Что касается вероучения, то и здесь основными "несущими конструкциями" часто являются единые принципы. Устройство внешнего и внутреннего мира человека, пути, ведущие к Богу и спасению, обладают общими чертами. Многие религии признают в качестве единственного пути к Богу путь отказа от своих эгоистических устремлений, путь любви, а своим последователям предписывают выполнять этические правила, подобные новозаветной заповеди: "...отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру" (Рим. 12.9).
Если рассмотреть главные принципы этики основных направлений христианства, индуизма, даосизма, буддизма и других религий, окажется, что все они так или иначе дополняют друг друга. Например, Новый Завет говорит, что "Бог есть любовь"; санскритские сутры признают Бога "источником всех знаний и всякой любви"; даосизм отмечает, что "Дао - существо нежное"; а Коран утверждает: "Аллах Милостив, Милосерден". Это подразумевает, что в истоках бытия находится Божественная Любовь и приблизиться к Богу можно, только развивая в себе всё более совершенную любовь. "Неустанно развивайте в себе бодхичитту" (т. е. совершенное сострадание ко всем живым существам), - призывают буддийские монахи. "Сие заповедую вам, да любите друг друга" (Ин. 15.17), - учил Иисус Христос. А для мистиков ислама Всевышний "есть Любовь, Любящий и Возлюбленный".
Многие религии предлагают подробные разъяснения относительно того, как следует развивать в себе совершенную любовь. Это происходит по мере того, как человек учится любить весь окружающий мир и видеть в каждом человеке и событии проявление Воли и Любви Бога.
Другие предписания и правила, вытекающие из этого главного завета многих религий, также очень похожи. Они включают в себя принципы, аналогичные заповедям Нового Завета, т. е. предписания "не убий", "не укради" и т. д. Так, в индуистской и буддийской традициях принципу "не убий" соответствует ахимса (непричинение вреда всем живым существам ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях), а принципу "не укради" - астея (отсутствие стремления к обладанию чужими вещами), и т. д.
Сходство основных религиозных моральных предписаний приводит к тому, что многие философы, богословы и религиоведы начинают говорить о единой мировой этике, "космической этике", в той или иной степени представленной в моральном своде той или иной религиозной традиции.
Того же, кто отвергает все религии, кроме собственной, известный религиозный реформатор XX столетия Свами Вивекананда сравнивал с собакой, не узнающей любимого хозяина, переодевшегося в другую одежду.
Источник:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]