В истории фильмов ужасов "Чужой" занимает место не менее почетное, нежели отведено ему в пантеоне чисто научной фантастики. История экипажа космического сухогруза "Ностромо", неосмотрительно откликнувшегося на сомнительный SOS и слишком тесно соприкоснувшегося с инопланетным чудовищем, "совершенство которого может сравниться только с его враждебностью ко всему живому", на исходе семидесятых изменила обывательское отношение к Космосу.
Тогда галактические просторы воспринимались в лучшем случае как источник тесных контактов с внеземным разумом или плацдарм для бескровных лазерных битв; в том же 1979 году на околоземную орбиту даже вышел не кто иной, как Джеймс Бонд. Вселенная была местом занятным и безопасным. Но с явлением "Чужого" ситуация изменилась. "В космосе никто не услышит твоего крика", - предупреждал рекламный слоган "Чужого", однако в переполненных кинозалах визга и обмороков хватало с лихвой.
Фильм стал кассовым чемпионом, немедленно был объявлен классикой и на сегодняшний день обзавелся несколькими продолжениями. Проект начинался со сценария, читая который продюсер Уолтер Хилл не знал, смеяться ему или плакать - настолько все в сочинении подмастерья по спецэффектам Дэна О'Бэннона и его приятеля Рона Шассета было нелепо и картонно. Но, как и предупреждали во все времена авторитеты демонологии, истинные тайны темных сил скрываются не за семью печатями мрачных скрипториев, а на обманчиво доступных мусорных развалах.
"Чужой" не только явил собою невиданный доселе уровень натурализма в области препарирования человеческих тел, но и разбудил силы, о которых кинематограф по неведению или из осторожности старался не вспоминать. Сам образ Чужого был навеян графикой швейцарского сюрреалиста Ханса Рюди Гигера, точнее, работами из его альбома "Некрономикон". Именно так, как известно, называлась Книга мертвых, оставленная, если верить писателю Говарду Лавкрафту, безумным арабом Аль-Хазредом и проклятая всеми религиозными институциями.
Невероятные существа, правившие миром в докембрийскую эпоху и неоднократно запечатленные тем же Лавкрафтом, под пером Гигера превратились в чудовищных мутантов, соединивших в себе относительно живую плоть и нержавеющую сталь высоких технологий, но не утратили своей первозданной сути. На этом мистические совпадения не заканчиваются.
По своей структуре "Чужой" Скотта напоминает одну из самых известных лавкрафтовских повестей - "Хребты безумия". Экипаж "Ностромо" след в след повторил путь членов экспедиции Мискатонийского университета, в 1931 году отправившихся на Южный полюс и нашедших для себя смерть и умопомешательство. Космогонические фантазии Лавкрафта, при жизни писателя ютившиеся на страницах бульварных альманахов, странным и пугающим образом просочились на экран и стали первоосновой для одного из важнейших голливудских мифов двух последних десятилетий.
Источник:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]