Магические растения и травы, применявшиеся в колдовском искусстве и в растительной магии, подразделялись по их действию и цели применения на пять групп:
— профессиональные травы,
— погодные травы,
— "чудесный ключ",
— растения, приносящие удачу,
— волшебные средства.
Профессиональные травы служили, в основном, для заклинаний от черта, ведьм, колдунов и злых духов. С этой целью их использовали для окуривания во время соответствующих церемоний. В качестве амулетов их носили на теле для защиты от негативного воздействия вышеуказанной "нечистой силы".
Росшие в доме или около него погодные травы должны были предотвращать от убытков из-за непогоды, которые могут возникать от удара молнии, наводнений, града и т.д. Они использовались также против насекомых, мышей и крыс.
"Чудесным ключом" назывались те растения, которые помогали магам и колдунам обнаруживать врагов или отыскивать клады.
Растения четвертой группы были наиболее излюбленными: используемые как амулеты, они должны были способствовать владельцам в достижении богатства, престижа, любви и власти. Если их принимали в виде микстуры или
порошка, то они повышали готовность к любви и придавали принимавшему их смелости.
Волшебные средства включали в себя "магические мази", "магические напитки" и порошки для окуривания.
Магические мази втирались в кожу преимущественно в области подложечной впадины, подмышечных впадин и у вискоз. Вот некоторые древние рецепты, которые ни в коем случае не могут служить примером для подражания:
— "водяной сельдерей, аконит и тополиные почки растираются с добавлением сажи и растительного масла до получения мази".
— "водяной сельдерей, корень желтого гладиолуса, красавка и травы пятипала растираются с растительным маслом с добавлением крови летучей мыши и доводятся до консистенции мази";
— "взять семена плевела, белены, болиголова, красного и черного мака, ядовитого латука, портулака — каждого из них по четыре части, одну часть плодов красавки, добавить туда растительного масла и приготовить из этого мазь";
— "гроздовник, вербена, пролеска, очиток, адиантум-венерин волос и цикорий растираются с унгентум фарелис (специальный жир) до консистенции мази";
— "мак, паслен, цикорий и болиголов смешиваются с жиром крупного рогатого скота, кошки, собаки, волка, осла и т.д. до консистенции мази".
Магические напитки отличаются от магических мазей только тем, что используемые растения не растираются в масле и жире, а кипятятся в воде или настаиваются на спирту. Полученные таким образом экстракты, содержащие важные для магии биологически активные вещества, выпивались или незаметно добавлялись в другое питье тем, кого хотели околдовать.
Окуривающие порошки применялись в европейской магии в некроматических (из греческого: для заклинания мертвых) целях, чтобы опрашивать умерших. Придворный советник фон Экартсхаузен в своих "Объяснениях к магии" называет следующие три рецепта для этой цели:
— "болиголов, белену, шафран, алоэ, опиум, паслен, семена черного мака, мандрагору, сок болотного сельдерея и асафетиду перемешать и высыпать на противень для окуривания";
— 'белену, кориандр, сельдерей, черные семена мака измельчить, смешать и высыпать на противень для окуривания":
— "кориандр, сельдерей, белену и болиголов измельчить, размешать и высыпать на противень для окуривания".
Чтобы достигнуть полного магического эффекта при окуривании, фон Экартхаузен требует соблюдения также следующих условий: "Воздерживаться в течение 8 дней от всех сильных страстей. Соблюдать в течение 8 дней абсолютную трезвость, по возможности находиться в одиночестве. Избегать общения с представителями другого пола, читать о бренности жизни. В течении всего времени думать о заклинаемой персоне, дух которой должен появиться. Вспоминать об общении с ней при жизни, молиться за нее. Если речь идет о живом человеке, то начало сеанса окуривания не должно приходиться на то время, когда соответствующее лицо занято молитвой, добродетельной деятель-ноствю или выполнением других обязанностей в соответствии со своим положением".Настоящие физиологические процессы, вызванные в человеческом организме, особенно в головном мозге, биологически активными веществами "колдовских растений", были в растительной магии, естественно, неизвестны, хотя объективные и свободные от предрассудков наблюдатели могли постоянно замечать, что все описанные магами и колдуньями действия магических веществ носили чисто субъективный характер.
Так, колдуньи средневековья твердо верили в то, что благодаря втиранию так называемых "магических мазей", употреблению "магических напитков" или же окуриванию с использованием "магических порошков" можно научиться летать. При этом они представляли себя в таких полетах в образе зверей.
Наблюдатели, которые следили за колдуньями во время и после приема ими магических средств, как, например,
швабский монах-доминиканец Нидер, чье сообщение мы приводим ниже, не могли подтвердить самого процесса полета: "Один священник в своей проповеди сообщал, что полеты ведьм не происходят на самом деле, а только являются плодом фантазий и снов, и, поэтому колдуньи только воображали, что они уносились в другие места, и после этого рассказывали другим, что они там якобы делали, стараясь уверить в этом своих слушателей.
Одна старая колдунья обиделась на подозрения относительно своего магического искусства и предлагала священнику, покидая церковь, на самом деле доказать ему. что полет ведьм не является сном, если он последует за ней..
Священник действительно отправился вместе с ней. После этого она села в квашне на сиденье и натерла себя мазью. Она заснула и во сне вела себя довольно живо, тянула руки вверх, как будто бы хотела взлететь, была неспокойна и прыгала, как будто хотела танцевать. Она проделывала это какое-то определенное время, пока не перевернулась из квашни и не упала на землю.
Когда она некоторое время полежала, то начала понемногу шевелиться, приговаривая: "Теперь ты в действительности видел меня летящей и вернувшейся!".
"Конечно,— сказал священник,— ты далеко летала! Ты проспала в квашне, пока не упала на землю, где и лежала, пока не проснулась. Потрогай свой глаз, который ты разбила в кровь".
Таким образом, старая карга была излечена от своих грез, а священник ушел от нее еще больше убежденный в своем мнении, что полеты ведьм — это самая настоящая бессмыслица."
И в наше время часто применяются вещества, которые оказывают влияние на психику. Однако не для того, чтобы при их помощи получить "магическую силу" или превратиться в зверя: некоторые интеллектуалы надеются таким образом расширить свое сознание. Наркоманы хотят убежать от серой реальности жизни, а широкие слои населения при угнетенном настроении сразу прибегают к успокоительным средствам, а при малейших признаках усталости — к взбадривающим организм средствам.
Все эти препараты, которые воздействуют на человеческую психику и опасность которых нельзя недооценивать, имеют общее название психофармакологических.
Источник:
форум ОГМ