В древние времена человек стремился оживить всю природу: в лесах и полях обитали невидимые духовные существа, которые были для людей или благоприятными, или враждебными. Гномы и великаны чинили свои бесчинства, духи земли, воды, огня и воздуха определяли развитие событий на Земле и благополучие людей.
И ничего удивительного нет в том, что наши предки принялись искать соответствующие средства, которые должны были завоевать расположение духов или, по крайней мере, ослабить их негативное воздействие.
Для этой цели оказались наиболее подходящими растения, которые по поэтическому народному поверию считались предметами игры гномов, зльфов, ундин и сильфид. Отдельные травы пользовались якобы особым расположением маленьких существ, в то время как другие, благодаря своему запаху и особому духовному излучению, должны были быть им в высшей степени противны.
Благодаря этому убеждению и тому обстоятельству, что постепенное и почти незаметное изменение размеров и формы растений позволяло предполагать наличие в них чудодейственной силы, внимание людей было обращено на мир растений, что и послужило основой столь широкого использования растений в "волшебных целях".
Удивительную жизнь растений, которые из семян и луковиц вырастали в пышно зеленеющую и ярко цветущую растительность, можно было, по тогдашнему представлению, приписать только внутренней, единой силе — душе растений, которая якобы и была носительницей духовных сил и способностей. В глазах наших предков, таким образом, растения были выражением неисследованной, могучей духовной силы, воплощением природной силы. Скрытое в растении и их оживляющее маленькое божество стало предметом человеческого почитания. Из этого и развился широко распространенный среди всех народов древности культ растений, который до сегодняшнего дня процветает у многих нецивилизованных народов.
Чтобы перенести внутренне присущую растениям природную силу на собственную личность и, таким образом, самому суметь так же воздействовать на духов природы, как и соответствующие растения, человек употреблял их в разных формах: знахари, колдуны, друиды и шаманы пили настой и отвары из трав, втирали себе в кожу мазь, изготовленную из листьев, корней и фруктов, вдыхали высушенные и измельченные в порошок растения или использовали их для окуривания.
Носимые на теле как амулеты и талисманы высушенные части растений или кореньев должны были переносить свою силу на данного человека.
Например, еще сегодня за корень мандрагоры в форме человеческой фигуры платят до десяти тысяч немецких марок.
При сборе растений следовало учитывать различные предписания: соблюдать определенное время года и время суток, некоторые растения можно было собирать только в полночь или в полнолуние, другие — только после предварительного заклинания. Особенно сложным был сбор корня мандрагоры. Этот мясистый корень вытягивался из земли при помощи шнура, зацепленного за головку корня одним концом, а другим — привязанного к хвосту собаки.
Согласно поверью, тот, кто тянет из земли корень мандрагоры, должен вгкоре умереть. Если это неизбежно, то лучше пусть умрег собака. В течение времени было замечено, что определенные растения, кроме своего воздействия на духов, еще оказывают влияние на человеческую психику. Они повышали выносливость, делали невосприимчивыми к боли, лечили болезни, приводили к экстатическим состояниям, вводили в транс или помогали развитию ясновидения. Эти воздействия привели к тому, что со временем "магия растений" стала особенно популярной.
У римлян использовалось особенно много волшебных трав. В своей "Истории природы" римский историк Плиний упоминает, в частности, что Демокрит описал растение Ахе-менидон или Ахеменис, не имеющее листьев и цвета "элек-трум". Корни этого растущего в Индии растения давали способность, если их выпить с вином, настолько испугать преступников кошмарами, что те готовы были охотно признать свои злодеяния.
Другое растение, Офиуса, которое, якобы, произрастает в Эфиопии, имеет неприятную форму и тем, кто его принимает в пищу, вселяет такой ужас от вида змеи, что они от страха убивают сами себя. По этой причине его давали всем богохульникам. Средством противоядия к этому препарату было пальмовое вино
Как средство усиливающее любовное чувство, употреблялся сатирион. который является растительным экстрактом из листьев одной травы, которые, якобы, только простым прикосновением к коже должны были действовать всзбуж дающе. Тот же эффект достигался корневыми клубнями ятрышника. Как снимающие половое возбуждение — и. таким образом, как "античары" для "опьяненных колдовст вом любви" — использовались: кувшинка, Agnus Castus, Daphne Cneorum, чеснок и. не в последнюю очередь, ли-лиевидный асфоделус, растущий, якобы, в преисподней.
Средством, лечащим и защищающим от укусов скорпиона, считалась так называемая железница, в то время как вербена должна была приносить мир и здоровье тем, кто носит при себе эту траву. Аконит, выделявшийся в виде пены из пасти Цербера — пса ада, также прославлялся как лекарственное средство при укусах скорпиона, тогда как он должен был быть смертельным для здорового человека.
Индийское растение Asclepias acida, чей млечный сок был на вкус острым, горько-кислым и вяжущим, считалось средством бессмертия и подливкой для различной пищи. Его сок выжимался особенно торжественно, при этом произносились определенные мантры. Этот сок употреблялся брахманами, чтобы войти в экстатические состояния.
Индейцы Мексики почитали растение Peyote, которое они применяли как лечебное средство при различных болезнях и как бодрящее средство при состязаниях, в основном для достижения состояния повышенного сознания. Во время этих необычных состояний были возможны различные предсказания, например, кто победит в войне.
У некоторых племен негров в Габоне и приграничных областях Конго корень Ибога служил составной частью ритуалов инициации (от лат. initiatio — посвящение, как правило, торжественный прием в какой-либо тайный религиозный союз).
Сообщение 1903г. описывает состояние одного посвящаемого: "Вдруг все его сухожилия вытянулись каким-то необыкновенным образом. Его охватывает эпилептическое умопомрачение, во время которого он бормочет неосознанные слова, которые посвященными истолковывались как пророческие и, якобы, доказывали, что в него всшел фетиш".
Это растение в начале нашего века применялось туземцами Конго и Западной Африки просто как средство для стимулирования полового влечения и для преодоления сонливости и усталости. Его жевали, так как оно развивало способность долго бодрствовать, особенно перед охотой на львов, так как охотникам приходилось до двух дней стоять и ждать, пока лев выйдет на свою тропу.
Коренные жители Гаити нюхали порошок из оболочек семян дерева Йопо (Anandenantpera perignind), чтобы ввести себя в экстаз.
Немецкий антрополог Теодор Кох-Грюнберг наблюдал у индейцев реки Ориноко, между Колумбией и Венесуэлой, как изготавливают и применяют волшебный порошок, полученный из коры Virola theutora.
"Это магическое нюхательное средство используется исключительно знахарями и добывается из коры одного дерева.После ее полного измельчения она варится в маленьком глиняном горшке, пока не испарится вся вода и на дне горшка не останется только осадок. Эти остатки поджариваются на слабом огне и затем при помощи специального ножа превращаются в порошок. Тогда колдун при помощи соломинки выдувает немного этого порошка в воздух.
Затем он нюхает его. поглощая последовательно при помощи той же соломинки, каждой ноздрей. Этот процесс имеет, очевидно, сильное возбуждающее воздействие, так как знахарь сразу начинает петь и дико кричать, дергаясь при этом все время верхней половиной тела вперед и назад."
Растение тэнгелис, которое росло в Ливане на горе Диктис, на острове Крит, а также в Вавилоне и Сусе, якобы обладало свойством пробуждать способность пророчествовать.
Также способствует ясновидению потребление в пищу растения Banisteriopsis caop (экзотической, толщиной с руку, лианы).
Согласно сообщению эквадорского географа Виливи-ценсио от 1958 года, эта лиана из западной Амазонии давала возможность: "... заглядывать в будущее и в затруднительных случаях давать правильный ответ; при угрозе войны, например, возможность посланникам других племен разгадывать планы противника при помощи этого магического напитка, удостовериться, кого из магов позвать для колдовства в случае болезни какого-либо родственника, организовать дружеский визит к другим племенам, зазывать чужих путешественников или склонять к любви женщин своих племен."
И в Германии многие растения применялись в колдовских целях. Так, белена (Hyoscyamus L). называемая сонной, цыганской, пророческой, дурной травой, считалась средством для поднятия боевого духа. Ее семена при окуривании испускали запах, который при вдыхании вызывал гнеп. Еще одно свойство приписывалось белене: возбужденным от растения людям казалось, "что одна капля воды является целым морем или что буквы лежащего перед ними текста живые и, танцуя, вертятся, как попало. Н.:. других же это растение действовало в такой степени, что они все видели в ярко-красном цвете и вели себя, как помешанные".
О полыни (Artemlsiae vulgaris) утверждали, что сплетенный из ее корней пояс, так называемый пояс Иохана, "переносит все страдания больного на огонь, если больной выбросит его в костер "Иохана". Кроме этого, "если в доме есть полынь, то она может обратить в бегство... самого черта", а если повесить корень полыни над воротами, то он будет освобождать дом от неприятностей и чудовищ.Валериана (Valeriana officinalis), чье название, вероятно, происходит от имени немецкого бога Балдура, которому была посвящена эта трава, считалась в колдовской вере средством, приносящим счастье и придающим мужество.
Вербена (Verbena officinalis), в народе называемая стальной травой, получила свое название из-за приписываемого ей свойства превращать железо в сталь, если его обработать соком растения. Древние германцы использовали это растение в качестве талисмана при объявлении войны и заключении мира.
Ей приписывались целебные свойства от головных болей, если ее положить под подушку.
Часть сельского населения еще сегодня считает действенным следующее средство против эпилепсии:
"Вербену выкапывают вместе с ее цветком, когда Солнце находится в созвездии Овна или Девы, высушивают ее и делают из нее порошок. После этого смешивают ее с сахаром (четвертая часть от ее веса) и каждое утро и вечер, в течение 1/4 года, принимают лекарство дозами величиной с орешек. Но это лекарство больной должен запивать собственной водой".Будре (Glechoma hederacea), растению из класса губоцветных, приписывалось свойство опознавать ведьм, если из них сплести венок и носить его на голове.
Ястребинка обыкновенная (Hieracium pilosella) считалась средством, повышающим остроту зрения настолько, что можно было увидеть все, что находится на расстоянии мили вокруг. Согласно греческой легенде, ястребы улучшали себе зрение с помощью ястребинки.
Относящийся к роду сложноцветных дорони-кум (Doronicum pardalian ches) восхваляется в растительной магии как средство от колдовства, если носить как амулет при себе смоченные в отваре из его корней и завернутые в свежедубленную кожу лоскутки или закопать их под порогом дома.
Как средство для заклинания духов, особенно эффективное при окуривании во время магических церемоний, предпочитался асфоделус (Asphodelus).
Плющ (Hedera helix) применялся как средство, защищающее от колдовства, особенно детей. Для этого им следовало носить венок из листьев плюща. Самое широкое применение нашел плющ как средство окуривания для достижения сомнамбулического состояния.
Из грибов магическое применение нашли мухомор красный и, так называемое, "яйцо ведьм".
Красные мухоморы (Amanita muscaria) вымачивались 24 часа в молоке. После выпивания этого состава человек
впадал в состояние опьянения, которое сопровождалось галлюцинациями.
"Яйцо ведьм" — это начальная стадия роста веселки обыкновенной (Phallus Impudicus)— гриба, поражающего корни волос. В то время как созревший гриб является ядовитым, "яйцо ведьм" можно употреблять в пищу. Они считались лучшим средством, чтобы вызывать чувство любви.
Любовными чарами обладала и белая кувшинка (Nymphea alba), называемая также русалочьей травой.
Этот цветок считался, если был сорван в определенные часы лунной ночью, сильным "волшебным средством", которое могло принести "богатство и счастье в любви, а также помочь призвать к себе водяных". При отрывании цветка надо было быть очень осторожным и хорошо "заткнуть уши ватой, т.к. водяные будут всеми средствами противиться, когда станут воровать их любимый цветок. Русалки будут пытаться своим прекрасным пением затуманить голову срывающему цветок человеку, чтобы затянуть его в воду";
Разнообразное применение находила ива (Salix). Хотя по колдовскому поверью она считается деревом, которое приносит несчастье, ее все-таки применяли в качестве защиты от преследования врагов, если ветку ивы с особыми заклинаниями втыкали в землю.
Колдуньи обычно использовали для своих колдовских заклинаний ивовые прутики, произнося при этом следующее выражение: "Мать-королева держала в руке прутик".
Дурман (Datura steanonium), который в просторечьи имеет много названий, используется в колдовстве как средство, вводящее в экстаз. Уже жрецы храма Солнца в Перуанском городе Сагомоцо жевали семена этого растения, чтобы ввести себя в состояние, необходимое для пророчеств. И при колдовских окуриваниях и изготовлении магических мазей дурман играл немаловажную роль.
Мы могли бы до бесконечности продолжать перечисление использовавшихся в древности магических веществ, средств окуривания и колдовства, но так как мы думаем, что вышеуказанные примеры дали достаточно впечатляющую картину практики применения растений в колдовских целях, то мы хотели бы на этом остановиться, чтобы, наконец, перейти к двум мифологическим личностям, которые в средневековье имели репутацию Знаменитых колдуний при помощи растений. Позже мы приступим к классификации магических веществ и растений на группы по их воздействию.
Источник:
форум ОГМ