АВТОР-Колдунья Сюзанна:
ДВЕРЬ — часть жилища, связанная с символикой границы и с семантикой входа и выхода. В отличие от ворот, Дверь относится к границе жилого пространства, обеспечивая его связь с внешним миром (открытая Дверь) и защиту от него (закрытая Дверь); по ряду признаков Дверь противопоставлена окну, что проявляется в обычае выносить «нечистого» покойника не через Дверь, а через окно (или специально проделанный проем в стене). Положительная оценка Двери находит параллель в христианской трактовке Двери как входа в царство небесное: ср. именование Богородицы — «Дверь Спасения», а также значение Царских врат в храме.
В народных верованиях Дверь (как и дом в целом) получает метафорическое осмысление в анатомическом коде, уподобляясь либо рту (например, при лечении верхнего зуба использовали щепку с верхней балки дверного косяка, а при лечении нижнего — щепку, срезанную с порога), либо женскому детородному органу: ср., например, болгарский приговор при родах: «Как открывается дверь, так же пусть откроется и эта женщина» или русскую загадку о новорожденном: «Какой зверь из двери выходит, а в дверь не входит?»
В обрядовой практике Дверь служит чаще всего объектом и локусом охранительных магических действий, относящихся к важнейшим моментам семейной жизни (роды, свадьба, смерть). Нормальным, по народным поверьям, считалось положение закрытых Дверей; сон об открывающейся Двери был предвестием беды.
Вставляя дверную раму при строительстве дома, украинцы Харьковщины закрещивали ее топором и говорили: «Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови». Открытой держали Дверь в особых случаях: если в доме был умирающий, Дверь отворяли, чтобы помочь душе покинуть тело, и оставляли незакрытой до тех пор, пока родные не возвратятся с похорон. В ряде районов Сербии и Черногории при выносе покойника было принято снимать с петель Дверь и переворачивать ее. В южносербской области Косово при выносе умершего Дверь снимали и ставили на место только после того, как гроб выносили со двора. Во многих местах у славян в поминальные дни и накануне Рождества Дверь открывали или хотя бы оставляли незапертой, чтобы души умерших могли прийти на совместный семейный ужин. В родинном обряде открывание Дверей, окон и шкафов использовалось как магическое средство для облегчения родов.
Объектом охранительной магии могла выступать как сама Дверь, так и ее части: порог, притолока, дверные косяки и петли, замочная скважина и ручка. Особое внимание уделялось внешней стороне Двери; для защиты от нечистой силы в Д. втыкали предметы-обереги (нож, вилы, обломки серпов и кос) либо рисовали на ней охранительные знаки. В обычаях весенне-летнего цикла Дверь дома и хозяйственных построек были главным объектом украшения растениями - апотропеями. Изнутри дома Дверь защищали тем, что закрещивали или «зааминивали» ее; ставили рядом с Дверью ухват, топор, нож и др. металлические предметы, перевернутую вверх прутьями метлу и т.п.
Нередко Дверь выступала и объектом очистительных ритуалов: по прошествии некоторых праздников, опасных периодов календаря или в случае массовых болезней ее обмывали святой водой, окуривали травами. В Болгарии в завершение свадьбы молодая обмывала свежей водой столбы ворот, Дверь и углы дома.
Почтительное отношение к Двери проявляется в запретах сжигать и вообще уничтожать старую непригодную дверь (болг.), а также в свадебных обычаях, когда при входе в дом жениха новобрачная должна была поцеловать правый дверной косяк (серб.) или помазать медом Дверь и порог дома (болг.). У южных славян Дверь обливали также кровью жертвенных животных.
В обычаях ритуальных бесчинств Дверь (как и ворота) является типичным объектом шуточных деструктивных действий: ее подпирали поленом, привязывали к ней трещотку, мазали Дверь грязью, дегтем и т.п. К подобным действиям примыкает и обрядовое битье посуды о Дверь, бросание в нее камней.
Место в проеме Двери часто использовалось в лечебной магии: лежащего на этом месте больного «обметала» веником или обливала наговорной водой знахарка, перешагивала через него, заговаривая болезнь. Через открытую Дверь вели магический диалог двое заговаривающих.
В гаданиях и приметах символика Двери связана прежде всего с идеей «выхода» из дома, осмысляемого либо как замужество, либо как смерть. По русским поверьям, если незакрытые глаза покойника обращены к входной Дверь, то в доме будет еще один умерший. Если дым от погасшей свечи тянулся к Дверь, то это сулило девушкам замужество в новом году.
Источник:
форум ОГМ