Этой темой начну потихоньку выкладывать информацию по традиционным праздникам асатру и их современной адаптации. Как празднуют их сейчас и немного о том,как праздновали ранее.
Основных праздников 8,много сейчас есть "дополнительных".
Колесом Трота называют восемь основных праздников Асатру. Часто символически его рисуют в виде колеса с 8 "спицами". С философской точки зрения, можно сказать, что Колесо Трота символизирует жизнь человека, рождение, укрепление, зрелость, старение, смерть, переход в мир мертвых и вновь рождение. В данном случае будем рассматривать Колесо Трота как систему праздников.
1) Йоль. Зимнее солнцестояние в 20-ых числах декабря.
Йоль длиться 14 дней, а лучше сказать ночей. Йоль это начало нового года, смерть старого солнца и рождение нового. Ночь Матери это ночь до Йоля. В это время нельзя делать никакую работу, вся подготовка к Йолю должна быть закончена до наступления темноты. Эта ночь- своеобразная духовная подготовка к Йолю, эдакое затишье перед бурей. Далее начинается сама Ночь Йоля. Проводится ритуал, жертвы приносятся всему пантеону богов и духов, устраивается пир. Далее 12 ночей, символизирующее 12 месяцев в году. Время колдовства, гаданий. И 13 ночь- Ночь Судьбы или Ночь Норн. В эти 13 ночей мир как бы замирает и вновь начинает движение после Ночи Судьбы.
2) Дисаблот. В период с 1 по 15 февраля.
Слово блот означает жертвоприношение. Таким образом, Дисаблот - жертвоприношение дисам. Дисы - существа женского пола, которых иногда называют "младшими божествами". Они чем-то напоминают норн, Великие Матери, помощницы при родах. Дисаблот это время, когда боги плодородия еще не вернулись, Земля еще не проснулась, но уже появляются первые признаки того, что скоро зима закончится и вновь в Мидгард вернется Жизнь. Можно сказать, что это праздник подготовки к пробуждению.
3) Остара. Весеннее равноденствие в 20-ых числах марта.
Праздник назван по имени германской богини весны и рассвета Остары. Христианский аналог этого праздника- пасха, славянский- масленица. Праздник Остары это пробуждение природы от зимнего сна, возвращение летнего солнца, тепла и света. Обычно в этот день сжигают чучело Зимы, провожая ее обратно в подземное царство. Символ Остары - крашеные яйца, яблоки, круглый хлеб, все это символизирует солнце (круг) и возвращение сил Жизни.
4) Вальбург. 30 апреля-1мая.
Этот праздник означает окончательное пробуждение природы, возвращение бога Бальдра из царства Хель. Празднуется он обычно в два этапа. Первый- ночь 30 апреля, которая еще называется Вальпургиевой. В эту ночь силы Тьмы последние часы до рассвета могут ходить по Мидгарду. Ночь гаданий и колдовства. Утро 1 мая означает начало Лета, устанавливает Майский шест, являющийся фаллическим символом. Иногда устанавливают шест в виде женщины. В любом случае шест символизирует плодородие.
5) Мидсаммер. Летнее солнцестояние в 20-ых числах июня.
Мидсаммер - середина лета. Момент, когда силы Жизни находятся на своем пике. Устраиваются ночные гуляния, большие костры. Раньше в этот день праздновали свадьбы, давались самые крепкие обещания и клятвы, проводились различные посвящения. В эту ночь, аналогично Йолю, жертвы приносятся всему пантеону, устраивается большой пир.
6) Фрейфакси. В период с 1 по 15 августа
Праздник хлеба и меда. Судя по названию главным "лицом" этого праздника является Фрейр. Это время когда силы Жизни уже потихоньку начинают ослабевать, но еще есть время радоваться теплу. Устраивались ярмарки, гуляния и конечно же пиры.
7) Праздник урожая. Осеннее равноденствие в 20-ых числах сентября.
В этот день Лето начинает уступать место в Мидгарде Зиме. Урожай собран, земля готовится ко сну, приходит время и свои собственные мысли приводить в порядок, собирать "урожай" того что было сделано за лето, готовить себя к зиме. Вообще осень это время раздумий, умиротворенности, спокойствия. На ритуале последний раз обращаются к Ванам, богам плодородия, проводят похороны Бальдра (иногда для этого сжигают майский шест).
8) Зимние ночи. В период с 15 октября по 1 ноября.
Это последний праздник в году перед Йолем. На западе в это время празднуют День Всех Святых. По сути это праздник когда силы Зимы окончательно берут верх над силами Лета. Это Ночь Духов. В эту ночь мертвые выходят на улицы, начинается Дикая Охота.
Важно отметить, что праздники имеют достаточно четкое строение, два солнцестояния, два равноденствия и четыре "промежуточных" праздника. При этом праздники, которые имеют разницу в полгода, близки по значению. Например, Йоль и Мидсаммер. Оба праздника - это наступление определенного пика, переломный момент, точка максимума. Только на Йоль умирает старый и рождается новый год, а на Мидсаммер этот год достигает своего пика. Вальбург и Зимние Ночи. Оба праздника носят мистический характер, оба праздника можно назвать "Ночь Духов". Только в Вальбург они уходят из Мидгарда, а в Зимние Ночи наоборот. И так со всеми остальными праздниками.
Внутренний круг мировоззрения человека, каким бы оно ни было, выражается в его отношении к окружающей действительности. Внешний круг – проявление внутреннего, и он выражается в поведении человека относительно тех или иных событий в его жизни. Приверженцы Асатру стремятся к гармонии с окружающим миром, они не отделяют себя от природы, а потому стараются жить в едином ритме с ней.
Издревле человек жил в среде цикличных изменений окружающего мира, год от года наблюдая смену лета и зимы, рождения, смерти и возрождения природы. День сменяет закат, за ним ночь, рассвет и новый день. За зимой приходит весна, за ней – лето, осень и снова холодная зима. Человек, как и все живое, рождается, растет, приносит плоды, стареет и умирает, подчиняясь единому ритму. В этом ритме живет вся Вселенная, которая, как мы знаем из мифологии, однажды зародилась, развивалась и когда-нибудь погибнет, чтобы возродиться вновь.
Мы называем это Колесом Жизни, или Колесом Мирового Порядка. Оно непрерывно вращается, рождая смену дня и ночи, времен года, жизни, смерти и новой жизни. Наиболее очевидным проявлением этого Колеса наши древние предки, чья жизнь напрямую зависела от земледелия, нашли годовой цикл. Спящая зимой земля пробуждается весной, затем она готова к посевам, потом цветет и приносит плоды, после чего увядает и снова засыпает на зиму.
Это – отражение Мирового Порядка. Проявление единения с ним, независимо от рода деятельности, является, пожалуй, основным выражением причастности к древней Традиции.
Годовой цикл природы, человека, да и всей Вселенной? непрерывен. Однако внутри этого цикла существуют переходы из одного состояния в другое, характеризуемые ключевыми точками. Они делят год (или день, или человеческую жизнь, или жизнь Вселенной – да что угодно, все, что подчиняется времени) на восемь равных частей. Каждая из этих точек являет собой этап вечного противодействия сил Зимы и Лета, Смерти и Жизни. Поэтому каждый из этих моментов имеет две стороны, и точка начала или конца – лишь вопрос позиции наблюдателя. Вот эти точки:
Рождение
Рост
Взросление
Расцвет
Зрелость
Плоды
Старение
Смерть
Это – моменты годового цикла, которые приверженцы Асатру выделяют в качестве особо сильных, переходных моментов, отмечаемых как праздники. Праздник – это особый день, который выделяется из будней особыми действиями, носящими обрядовый характер. В праздничном обряде символическим образом отражается происходящее в природе, так, чтобы каждый его участник прочувствовал момент и ощутил единение с природным процессом. Иными словами, задача праздничного обряда – достижение единения с ритмом Колеса Жизни.
Основа годового цикла – Солнце, богиня Соль (Сунна), без которой не было бы жизни. Высшая точка Жизни – момент Летнего Солнцестояния, самого длинного Дня. В Асатру это зовется праздником Середины Лета (Мидсуммар). Это и расцвет бога Бальдра, и его убийство (ведь за высшей точкой следует спад). Ей противостоит Зимнее Солнцестояние (Йоль): смерть старого года и зарождение нового. Между ними находятся моменты, когда Смерть и Жизнь в равной силе бьются, передавая права друг другу: соответственно Весеннее (Остара) и Осеннее (Урожай) Равноденствия.
Другие четыре переходные точки образуют праздники Лунного цикла (поскольку привязываются, как правило, к ближайшей полной фазе Луны). Дисаблот приходится на начало февраля, Вальбург и Майский День – на начало мая, Фрейфакси – на начало августа и Зимняя Ночь – на начало ноября.
Символика и обрядовое содержание каждого из праздников будет рассмотрено далее.
К дополнительным праздникам относятся:
День памяти Рауда Сильного (Raud the Strong)
9 января
Этот человек прославился тем, что упорно отказывался принять христианскую религию, которое в то время с политическими соображениями навязывал всем норвежский король Олаф. Норвежский землевладелец и последователь веры Асатру отдал свою жизнь за верность языческим богам и свою веру. Казнь Рауда была страшной и жестокой – король Олаф Трюггвассон приказал через железный горн пустить ему ядовитую змею, а все земли и состояние Рауда Сильного были конфискованы. День памяти Рауда Сильного язычники празднуют распитием кубка или рога бренди, можно вина, в честь своего героя.
Tорраблот
22 января
Праздник Тора, грозного громовержца, покровителя Зимы.
С конца января и до конца февраля в Исландии празднуется «Торраблоут». Название праздника происходит от четвертого месяца зимы по исландскому календарю Торри (до сих пор в Исландии принято выделять только два времени года: лето и зиму). Впервые упоминания о нем встречаются в рукописях 13 века, поэтому праздник считается древним, уходящим в языческую эпоху, но официально он стал отмечаться только с 60 года 20 века.
Сейчас «Торраблоут» символизирует возвращение к национальным корням и является своего рода данью исландцев своему недавнему прошлому, поэтому в течение всего месяца принято есть национальную еду, которая некогда являлось основной для жителей страны. В меню входят такие деликатесы, как копченая баранья нога, копченая семга, но наряду с этим употребляются блюда, представляющиеся весьма странными и даже отталкивающими для иностранцев: копченая голова овцы, китовое мясо, заквашенные бараньи тестикулы… Но украшением стола всегда является акула, долгое время выдержанная в земле, и обладающая неповторимым запахом и вкусом. Все это можно есть, только если запивать исландской картофельной водкой «бреннивин», которую в просторечье называют «Черная смерть».
Празднования «Тораблоута» сопровождаются и особыми ритуалами, среди которых довольно забавный обычай: встречая Торри, хозяин дома прыгал вокруг дома на одной ноге босиком, при этом он должен был быть только в одной штанине, чтобы вторая при этом свободно болталась.
День Рагнара Лодброка
28 марта
Рагнар был одним из легендарных викингов. В 845 году он совершил легендарный поход на Париж. В этот день язычники почитают этого храброго воина прочтением саг о его подвигах.
Празднование этого дня сегодня никоим образом не указывает на агрессивный настрой последователей Асатру, скорее в своем современном отражении этот праздник - прославление храбрости и мужества.
В этот день произносится тост в честь Рагнара и читается его Сага.
Сумарсдаг (Сиггблот)
19-25 апреля
Сумарсдаг (Сиггблот) - согласно исландскому календарю проходит в четверг после 18 апреля и обозначает первый день лета, после долгой северной зимы, являя собой большое и очень радостное событие. Во время этого праздника совершаются ритуальные жертвоприношения Одину, которые прославляют деяния верховного бога. Люди благодарят владыку за то, что он разрешил им насладиться летом и на Землю пришли свет и тепло.
Тингтайд (Thing-tide) (иногда совмещают с Фрейфакси)
приблизительно 23 августа
Время крупных региональных или национальных собраний и обсуждения социальных аспектов Веры (тpота). В этот период также уделяется большое внимание вопросам законодательства и организационным аспектам Веры. Празднуется в течении 4 дней предшествующих полнолунию.
Посвящен всем Богам и Богиням в целом и отдельно Богу Закона и Справедливости Тюру.
Эйнхерьяр
11 ноября
Эйнхерии - великие воины, павшие в битве с оружием в руках и заслужившие своей храброй смертью почетное место в Вальхалле - небесном чертоге Одина. В день Великой Битвы, названной Рагнарёк, из 540 врат Вальхаллы выйдет по 800 эйнхериев, которые во главе с Одином и другими асами вступят в битву с чудовищами и великанами. Праздник связан с почитанием павших в бою воинов и восхвалении оружия.
В своей современной реинкарнации этот день связан с почитанием Одина.
День памяти Эгилля Скалагримссона (Лысого)
9 декабря
В этот день вспоминают великого поэта, викинга, воина и рунного мага-эриля.
Основной способ практики старой формы трота и поклонения богам и богиням состоит в ритуальном соблюдении сакpального цикла года. Человека, который просто соблюдает времена года, можно назвать "истинно верующим". Тpот может, безусловно, принять гораздо более сложные формы, но именно соблюдение годичного цикла лежит в основе духовных традиций северных народов. В стаpину даты праздников не обязательно определялись посpедством астрономических расчетов. Поскольку календарь привязывался к сельскохозяйственным циклам, иными словами - к циклам органической жизни, праздники также соотносились с этой pеальностью. Обычно приход весны праздновался с прилетом первой малиновки или при появлении первой фиалки, а не в день весеннего равноденствия. По этой причине в различных регионах празднества проводили в разное время. Очевидно, универсального германского календаря никогда не существовало. Однако принципы определения циклов, организация праздников и их порядок были достаточно хорошо разработаны германской традицией.
Источник:
http://www.angraal.com/t6850-topic