Психологи, как ни странно, обычные люди. Им тоже бывает не по себе. Они расстраиваются, переживают, боятся. И на их долю зачастую выпадают немалые трудности.
Как же они с этим справляются?
Вспоминается история про Мюнгхаузена, когда он сам себя вытаскивает за волосы из болота. На мой взгляд, неплохая метафора для заявленной темы. Особенное здесь сходство с Мюнгхаузеном в «простоте» осуществления данной затеи.
Прежде, чем что-то начинать делать, обращаться к каким-то техникам и методикам, нужно признать, что у тебя есть проблема.
Психологу это сделать труднее, ведь обычно он видит проблемы со стороны. Он в этом, что называется, «собаку съел». Иногда клиент может даже ничего не рассказывать, как психологу уже все ясно. Гораздо сложнее идентифицировать проблему в самом себе, особенно если она не из тех, с которыми приходится работать чаще всего.
Какая бы ни была проблема – в здоровье, взаимоотношениях, семье, профессиональной области, в первую очередь нужно осознание и принятие того факта, что что-то идет не так. И после этого – срочно принимать решение по дальнейшим действиям. Срочно, потому что психолог как никто другой осознает последствия «нерешения» своей проблемы.
Так что же все-таки делает психолог, столкнувшись лицом к лицу с проблемой, которые решаются обычно в кабинете на консультации?
На мой взгляд, стратегий для действия немного – работать в автоформате или обратиться за помощью к специалисту. Не буду описывать каждый из вариантов, скажу только, что даже в случае психолога обращение к специалисту будет предпочтительнее. Причины очевидны: намного выше скорость работы, точнее диагностика и качественнее обратная связь. Однако, есть и множество останавливающих факторов: высокие требования к методам работы и желание контролировать процесс. Попробуй найти такого специалиста для прохождения личной терапии!
Один из способов решения этого противоречия – использование специального автоформата для работы. В нем можно представить, что приходишь на сеанс к самому себе. Можно даже разыграть небольшую психодраму, сыграв роль терапевта и клиента, разделив эти позиции в пространстве. Вспоминается сюжет из ералаша, где мальчик играм в шахматы сам с собой, пересаживаясь с одного кресла на другое и виртуозно меняя роли с проигравшего на победившего.
Суть этой психодрамы очень проста – максимально отделиться от проблемного состояния и взглянуть на себя со стороны. Взгляд со стороны позволит дать самому себе качественную обратную связь. Описанная процедура, конечно же, требует немалых усилий и навыков воображения. Но все эти навыки, к счастью, психолог постоянно использует в работе, поэтому сделать описанное не составит труда.
Вообще профессия психолога – это не только работа, но еще и призвание. Это предполагает, что человек, вставший на этот путь, непрерывно совершенствует свои знания, умения и навыки. И любая личная проблема, встретившаяся ему на жизненном пути, вызывает у него в первую очередь профессиональный интерес. Ведь найденное решение такой проблемы может здорово обогатить собственный арсенал приемов психолога и впоследствии принести пользу многим людям.
Когда психологу плохо, то ему хорошо! Вот такой парадоксальный вывод можно сделать. Психолог в некотором роде «радуется» проблемам, встречающимся на его жизненном пути, потому что именно благодаря им он и растет. Преодолев очередную жизненную трудность, психолог приносит пользу как себе, так и миру в целом.