Одним из таких древнейших суеверий является шаманство, насчитывающее десятки тысяч лет[59]. Шаманство возникло ещё в эпоху палеолита и было известно всем народам Земли на ранних этапах их истории[60]. Как показано в первой крупной обобщающей работе В.М. Михайловского «Шаманство (сравнительно-этнографические очерки)» (1892 г.), которая была переведена на английский язык и до сих пор используется учеными разных стран, оно в течение многих тысячелетий было главным, центральным культом, включавшим в себя почти всю религиозную деятельность человеческого коллектива[61]. Основным признаком шаманства является вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами, которых будто бы избирают для этой цели и обучают сами духи. Известный исследователь шаманства В.М. Кулемзин пишет: «Мы вынуждены признать, что основное удобство термина „дух“ заключается именно в широте и неопределенности, позволяющих охватывать и одновременно объяснять все те явления, которые каким-либо образом связаны с действием сверхъестественных сил»[62]. Обязанность посредников-шаманов — служить духам и с их помощью охранять от бед соплеменников. Шаманы вступают в непосредственное общение с духами в состоянии экстаза (транса), сходного с самогипнозом[63].
Литература по шаманству огромна. Только один библиографический сборник Т.М. Михайлова и П.П. Хороших содержит сведения о более чем 500 источниках[64]. Однако нас интересует только возможность участия шаманов в правоприменительной деятельности. Некоторые исследователи указывают, что отличительной чертой шаманов на всех обитаемых континентах Земли является их утверждение об обладании способностями к ясновидению и чтению мыслей соплеменников, т. е. экстрасенсорными возможностями[65]. Но изучение серьезных научных источников показывает, что деятельность шаманов по отысканию исчезнувших людей, животных и вещей, по установлению убийц обусловлена не «сверхъестественными» способностями, а хорошим знанием психологии соплеменников и применением различного вида мантики (гаданий), что характерно в архаичных человеческих обществах, когда магия предшествовала религии[66]. Например, ещё в ХIХ-ХХ вв. у хантов шаман мог перед погребением умершего предсказывать живым родственникам их судьбу по признакам, имевшимся на теле покойного[67], и даже устанавливать причину смерти [68].
В советский период, как известно, борьба с религиозными верованиями в СССР привела к массовым репрессиям в отношении священнослужителей, среди которых были и шаманы[69]. Мною были сделаны запросы в управления федеральной службы безопасности тех регионов России, где ранее наиболее ярко проявлялась деятельность шаманов. Нас интересовало количество репрессированных служителей древнейших культов, а также документально подтвержденные экстрасенсорные способности репрессированных. В полученных ответах содержатся сведения о числе священнослужителей, пострадавших в период культа личности, однако нет никаких доказательств наличия у них экстрасенсорных способностей.
Так, начальник подразделения управления ФСБ РФ по республике Бурятия В.Ф. Сухоруков сообщил о нахождении в архиве уголовных дел, «по которым проходят 1709 священнослужителей, в том числе 1708 лам и 1 шаман. На 1632 лица вынесены решения о применении мер наказания, в отношении 59 человек уголовные дела были прекращены, а по 18 лицам не принято никакого правового решения. В результате пересмотра дел отказано в реабилитации 1 лицу, реабилитировано 1591. В отношении остальных дела пересматриваются. Документов, подтверждающих наличие у подследственных необычных психических (экстрасенсорных) способностей, в уголовных делах не обнаружено»[70]/
Начальник отдела регионального управления ФСБ РФ по Красноярскому краю В. И. Кондоба указал: «Из имеющейся базы данных выявлено 10 человек, необоснованно осужденных в годы репрессий, у которых в анкетной графе „род занятий“ указано — шаман; и 32 человека, у которых в графе „социальное положение“ указано — бывший шаман (на момент ареста они значились как охотники или оленеводы). Сведения относительно экстрасенсорных способностей этих людей в архивных уголовных делах отсутствуют»[71].
Начальник управления ФСБ РФ по республике Тыва (официально вошедшей в состав СССР только в 1944 г.) А.С. Дирчин ответил: «В архиве управления имеются сведения, что за период 1920–1950 гг. в Республике Тыва было репрессировано 18 шаманов. Какими-либо документальными материалами, подтверждающими, что некоторые из этих шаманов реально обладали необычными психическими (экстрасенсорными) способностями, архив не располагает»[72].
В.Н. Басилов, изучивший большое количество литературных источников, доказательно отвергает сверхъестественные причины «криминалистических» способностей шаманов. Он пишет: «Состояние экстаза, должно быть, позволяет шаману сосредоточить внимание на тех сигналах органов чувств, которые обычно проходят мимо сознания. Такое объяснение делает понятным странную, казалось бы, способность шаманов находить потерявшихся где-то далеко от жилья людей и животных. Об этом умении шаманов сообщали многие авторы, но вкратце, вскользь… Эта способность шамана находить вещи и распознавать воров изумляла как соплеменников шамана, так и посторонних наблюдателей… Думается, что умение шамана обнаруживать спрятанную вещь или находить „нюхом“ воров объясняется его способностью почувствовать какие-то особенности в состоянии другого человека. Для этого, видимо, необязателен экстаз, но экстаз помогает сосредоточиться на ощущениях»[73].
Однако следует учесть, что такая острота чувств могла иметь место у шаманов прошлого времени, прошедших соответствующее культовое обучение, перенявших у старших коллег секреты знахарства и ритуалов. Ныне после нескольких десятилетий репрессий и воинствующего атеизма в России такой преемственности шаманского мастерства давно уже нет: тайные приемы психофизиологической подготовки утеряны. Существует лишь внешняя яркая атрибутика (костюм шамана, бубен, импровизация танца), привлекающая внимание суеверных и любопытных людей[74].
Сегодня, например, в республике Тыва шаманство — неплохой бизнес. «Во время выборов многие шаманы с удовольствием берут на себя роль политтехнологов. Именно в Тыве дважды проходили симпозиумы шаманов и шамановедов всего мира. В г. Кызыле уже несколько лет открыта платная школа, где будущие шаманы учатся премудростям своего ремесла»[75]. Точно так же ещё в 90-х годах минувшего столетия по всей России прошло модное увлечение — за плату можно было получить диплом «экстрасенса». При этом мошенники-инструкторы получали деньги, а легковерные и тщеславные «ученики» — документ об экстрасенсорном образовании.
Главным шаманом Тывы сейчас является бывший преподаватель русского и тувинского языков, старший научный сотрудник краеведческого музея Тывы, доктор исторических наук М.Б. Кенин-Лопсан 1925 г. рождения. На мой запрос он сообщил: «После 26 августа 1991 г. началась демократическая свобода для тувинских шаманов. В 1991 г. я учредил шаманское общество „Дунгур“ (бубен), и ныне я — пожизненный президент шаманов республики Тыва» [76]. Полагаю, что комментарии здесь излишни.
О несостоятельности шаманов Тывы в сфере криминалистики вполне определенно высказался известный уроженец этой республики, кандидат филологических наук, депутат Государственной думы РФ К.А. Бичелдей: «Я действительно серьезно занимался и занимаюсь вопросами буддизма и шаманизма в Тыве. Мне не известен ни один достоверный случай, когда шаман-экстрасенс помог бы следственным органам раскрыть какие бы то ни было преступления. Скорее наоборот — у меня есть личный опыт. Когда пропал без вести один из родственников, шаманы долго уверяли моих родных, что он жив, здоров и скоро либо он сам придет, либо сами его найдете в добром здравии, но его так и не нашли вот уже 5 лет»[77]
Первый вице-президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, главный редактор альманаха «Мир коренных народов — живая Арктика» П.В. Суляндзига сообщил автору, что «не располагает информацией о случаях, когда шаманы Севера с помощью экстрасенсорных способностей содействовали бы раскрытию преступлений»[78]
Мною в период 2003–2004 гг. были сделаны запросы руководителям органов прокуратуры и внутренних дел тех субъектов Российской Федерации, где долгое время культивировалось шаманство (Республики: Саха-Якутия, Бурятия, Алтай, Калмыкия, Коми, Тыва, Хакасия; автономные округа: Агинский бурятский, Усть-Ордынский бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский; края: Красноярский, Приморский, Хабаровский; области: Архангельская, Иркутская, Камчатская, Магаданская, Читинская). Полученные ответы показали, что правоохранительные органы в названных регионах в основном не прибегали к экстрасенсорной помощи шаманов, а когда такое обращение имело место — отсутствовали положительные результаты.
Из ответа начальника экспертно-криминалистического центра при МВД Республики Коми А.В. Зубкова: «Шаманы-экстрасенсы использовались по инициативе потерпевших в розыске без вести пропавших, однако, официально данные случаи не регистрировались и положительных результатов не давали»[79]
Заместитель начальника УВД Чукотского автономного округа В.Н. Ряполов ответил: «В милицейской практике на территории республики Саха (Якутия) и в ряде других регионов имели место случаи обращения за оказанием помощи в раскрытии преступлений и установлении мест нахождения лиц, пропавших без вести, к экстрасенсам (шаманам). Как правило, такие обращения инициируются самими потерпевшими или их родственниками. Достоверных сведений о получении положительных результатов по раскрытию и расследованию преступлений в процессе осуществления такой деятельности — не имеется» [80]
Начальник следственного управления прокуратуры Республики Саха (Якутия) А.М. Ефимов сообщил: «В следственной практике правоохранительных органов Республики не имеется прецедентов процессуального оформления участия шаманов (экстрасенсов) в производстве следственных действий. Вместе с тем, из собеседования с рядом прокурорско-следственных работников следует, что по некоторым уголовным делам о безвестном исчезновении граждан, со слов представителей потерпевшей стороны, они действительно обращались за помощью к лицам, считающим себя „шаманами“. Полученную при этом информацию они доводили до работников уголовного розыска или следователей. Однако каких-либо положительных результатов в ходе ее проверки не получено» [81].
Первый заместитель министра внутренних дел Республики Хакасия А.Г. Бутенко сообщил: «В практике МВД Республики Хакасия случаев раскрытия преступлений с помощью экстрасенсов (шаманов) не было. На практике пытались использовать их возможности в розыске без вести пропавших граждан и отыскании мест захоронения трупов, но положительных результатов не получено» [82].
В завершение можно привести мнение известного ученого, писателя и путешественника, Президента Московской психотерапевтической академии М.И. Буянова: «Шаманы везде исполняют не какую-то необыкновенную роль, никаких чудес они не показывают, а лишь успокаивают народ, обещают всякие радости, коих у него слишком мало, просят соблюдать гигиену и т. д. — такое делают все медицинские работники. К шаманам народ вынужден обращаться не по своей воле, а только потому, что плохо с грамотностью и здравоохранением. И никто их не воспевает — это только в буржуазной России любят восхищаться шаманами, дабы противопоставить их медицине и вообще нашей цивилизации. Я общался с шаманами в разных странах, ничего сверхъестественного они не показали… В истории не зарегистрировано ни одного достоверного случая, чтобы какой-то ясновидящий указал место захоронения орудия или трупа, адрес заложника или что-то подобное» [83]
Таков неутешительный итог нашего исследования по теме «Шаманы России и правоприменительная деятельность». Традиционные культовые психотехники эпохи каменного века нельзя считать «нетрадиционными», новаторскими и полезными приемами современной криминалистики и оперативно-розыскной деятельности.
Примечания:
1
См. статью П.А. Тревогина.
2
По материалам радио «Свобода».
3
Опубликовано в «Российской газате» 20 ноября 2008 г. с сокращениями и под другим названием.
4
Подробнее см., например, мою статью «Астрология и лженаука», помещенную во многих изданиях (например, в журнале «Наука и жизнь». 2008. № 1) и на сайте:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] (раздел «Трибуна УФН»).
5
Имеется в виду знаменитый «Курс теоретической физики» Ландау и Лившица. — Редкол.
6
В постановлении правительства в 1989 г. говорилось о необходимости срочного внедрения технологий, основанных на открытии «спинорных полей», сделанном 30 лет тому назад в рамках секретных исследований в СССР. Предлагалось около 50 позиций применения — от уничтожения боеголовок в космосе до повышения лактации коров. Вся программа была совершенно секретной. Видимо, всё сказанное и обеспечило бы наше превосходство над Америкой… Но после конца советской власти адепты «торсионных технологий» пустились во все тяжкие рыночной рекламы и уже не скрывали ничего. А Америка так и не клюнула! Что бы это значило?
7
Автор отзыва признателен сотрудникам ЦНИИМ за пояснения в области металлургии силуминов. Е.Б. Александров
8
См.: Жбанков В.А. Свойства личности и их использование для установления лиц, совершивших таможенные преступления. М., 1999. С. 15; Лаврухин С.В. Раскрытие умышленных убийств. Саратов, 1996. С. 45–46; Гришина Е.П. Нетрадиционные (неклассические) формы использования специальных знаний: современное состояние и перспективы применения // Современное право. 2005. № 11. С. 58; Тимонина И. Информационная модель при расследовании заказных убийств // Законность. 2006. № 9. С. 53; Малеина М.Н. Правовой взгляд на проявление нетрадиционных способностей (качеств) человека // Государство и право. 1994. № 2. С. 122–129; Марфицин П.Г., Климова О.О. Использование нетрадиционных видов познаний в уголовном судопроизводстве. Омск, 1998; Гримак Л.П. и др. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. М., 1999.
9
Хэнзел Ч. Парапсихология. М., 1970, с. 6.
10
Хэнзел Ч. Парапсихология. М., 1970, с. 17–18.
11
Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психологический журнал. 1995. № 1, с. 170–172.
12
О возможности использования нетрадиционных средств и методов в борьбе с преступностью и розыске пропавших граждан: Докладная записка на имя первого заместителя министра внутренних дел СССР т. Ерина В.Ф. ВНИИ МВД СССР, 1991, с. 5.
13
Панасенко С. Экстрасенсы находят убийц // Труд. 1989. 16 сент.
14
Скорченко П. Новое в практике выявления и раскрытия преступлений // Записки криминалистов. М., 1994. Вып. 4, с. 287.
15
Лазебный А.А., Шишкин В.М. Об использовании экстрасенсов в раскрытии преступлений // Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений. М., 1994, с. 126–129.
16
Лазебный А.А., Шишкин В.М. Об использовании экстрасенсов в раскрытии преступлений // Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений. М., 1994, с. 127–128.
17
Шахматов А. Экстрасенсы преступлений не раскрывали // Родная земля (г. Иркутск). 2004. 16 дек.
18
Письмо прокурора Ставропольского края № 27-11-04 от 25 февраля 2004 года. Личный архив автора, 2004 г.
19
Письмо начальника УУР УВД Смоленской области № 2/520 от 29 марта 2004 года. Личный архив автора, 2004 г.
20
Гримак Л.П., Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Зубрилова И.С. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999, с. 86.
21
Рыбъянов М. Гипнотизеры грабят банки и насилуют школьниц // Комсомольская правда. 1999. 18 июня.
22
Гримак Л.П., Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Зубрилова И.С. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999, с. 87.
23
Письмо начальника КМ ГУВД Пермской области № 24/82 от 17 февраля 2004 г.; Письмо командира ОМОНа при ГУВД Пермской области № 12/133 от 8 апреля 2004 г.; Письмо зам. командира ОМОНа при ГУВД Пермской области № 12/к-2 от 13 мая 2004 г.
24
Письмо М. автору от 16 июня 2004 г. Личный архив автора, 2004 год.
25
Письмо М. автору от 16 июня 2004 г. Личный архив автора, 2004 год.
26
Письмо начальника Октябрьского РУВД г. Екатеринбурга № 26/3-7к от 27 февраля 2006 г. Личный архив автора, 2006 г.
27
Звонников В.М. Психология и психофизиология экстрасенсорных явлений // Психологический журнал. 1993. № 6, с. 142–143.
28
Львов В.Е. Фабриканты чудес. Л., 1974, с. 290
29
Калинин С. Сколько стоит напустить порчу // Аргументы и факты. 1998. № 20.
30
Скорченко П. Новое в практике выявления и раскрытия преступлений // Записки криминалистов. М., 1994. Вып. 4, с. 287.
31
Буянов М.И. От одиночества к общению или контактология. М., 1998, с. 36–37.
32
Буянов М.И. Один. М., 2002, с. 110.
33
Буянов М.И. Обретение воли, или как взрослеют люди и народы. М., 1998, с. 76.
34
Письмо № 3/1381 от 24 февраля 2004 г. Личный архив автора, 2004 год.
35
«Аргументы и факты». 1998. № 20, с. 24
36
Письмо № 3/1-725 от 19 февраля 2004 г. Личный архив автора, 2004 год.
37
Асаулова Л. Экстрасенс вычисляет маньяка // Милиция. 2000. № 9, с. 15.
38
Делая данные запросы, автор стремился сопоставить полученные результаты с исследованиями Г УУР МВД РФ, проведенными в 1993 г., о которых упоминается в настоящей публикации.
39
Письмо № РА 4.4–1.11/5886 от 21 января 2005 г. Личный архив автора, 2005 год.
40
Письмо № 1Д -52 от 5 января 2005 г. Личный архив автора, 2005 год.
41
Письмо № 3/210 от 3 августа 2004 г. Личный архив автора, 2004 год.
42
Письмо № 4/1-2634 от 15 сентября 2004 г. Личный архив автора, 2004 год.
43
R. Wiseman, D. West. An experimental test of Psychic Detection // The Police Journal, January, 1997, 19–25 LXX, № 1, с. 19–25.
44
R. Wiseman, D. West. An experimental test of Psychic Detection // The Police Journal, January, 1997, 19–25 LXX, № 1, с. 19.
45
R. Wiseman, D. West. An experimental test of Psychic Detection // The Police Journal, January, 1997, 19–25 LXX, № 1, с. 20.
46
R. Wiseman, D. West. An experimental test of Psychic Detection // The Police Journal, January, 1997, 19–25 LXX, № 1, с. 20.
47
R. Wiseman, D. West. An experimental test of Psychic Detection // The Police Journal, January, 1997, 19–25 LXX, № 1, с. 22.
48
Палладин А. Вашингтонский парапсихоз // Огонек. 1984. № 32, с. 4.
49
См.: Китаев Н.Н. Неправосудные приговоры к смертной казни: системный анализ допущенных ошибок. СПб., 2004, с. 30.
50
Львов В.Е. Фабриканты чудес. Л., 1974, с. 292.
51
Протопопов А.Л. Расследование серийных убийств. СПб., 2006, с. 166.
52
Ларин А.М. Нетрадиционные методы раскрытия преступлений // Государство и право. 1995. № 9, с. 66.
53
Шнейкерт Г. Тайна преступника и пути к ее раскрытию. М., 1925, с. 54.
54
См.: Гроф С. Психология будущего. М., 2001, с. 28–29.
55
См.: Мирча Элиаде. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996., с. 84–102
56
Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. М., 1996; Шнейкерт Г. Тайна преступника и пути к ее раскрытию. М., 1925.
57
Рицль М. Парапсихология: факты и мнения. М., 1999, с. 6.
58
Марфицин П.Г., Климова О.О. Использование нетрадиционных видов познаний в уголовном судопроизводстве. Омск, 1998, с. 3.
59
Шнейкерт Г. Тайна преступника и пути к ее раскрытию. М., 1925, с. 28–29.
60
Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984, с. 189
61
Михайловский В.М. Шаманство (сравнительно-этнографические очерки). 1892.
62
Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984., с. 37.
63
Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984, с. 8, 9
64
Михайлова Т.М., Хороших П.П. Бурятский шаманизм: Указатель литературы (1774–1971 гг.). Улан-Удэ, 1973
65
См.: Мирча Элиаде. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996, с. 84–102; Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М.; Л., 1965, с. 225.
66
Косвен М.О. Преступление и наказание в догосударственном обществе. М.; Л., 1925. С. 15–39; Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 983. С. 209–237; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 259; Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 16. Н.Н. Китаев
67
Шавров В. О шаманах остяцких // Московитянин. М., 1844. Ч. 1, № 1, с. 279
68
Соколова З.П. Новые данные о погребальном обряде северных хантов // Полевые исследования Института этнографии. 1974, с. 168
69
Шаманы и шаманизм в Якутии // Еженедельник советской юстиции. 1927. № 2; Балабан К. Борьба с пережитками родового быта и вызванными ими преступлениями // Рабочий суд. 1928. № 20; Богачев Б. Преступления родового быта и борьба с ними // Еженедельник советской юстиции. 1929. № 38; Гурторов П. Шаманская организация в селе Карага // Тайга и тундра. 1932. № 1 (4).
70
Письмо № 10/1-515 от 23 марта 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.
71
Письмо № 10/234 от 26 апреля 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.
72
Письмо № К-28 от 28 апреля 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.
73
Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984, с. 158–159.
74
Анисимов А.Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири. Л., 1969, с. 244–245
75
Вахтангишвили С. Шаманов учат в платной школе // Российская газета. 2004. 1 окт.
76
Письмо от 15 февраля 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.
77
Письмо № 897-КБ от 24 мая 2003 г. Личный архив автора, 2003 г.
78
Письмо от 7 февраля 2005 г. Личный архив автора, 2005 г.
79
Письмо № 27/338 от 6 февраля 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.
80
Письмо № 3/1-859 от 17 февраля 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.
81
Письмо № 15-03-04 от 5 февраля 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.
82
Письмо № 5/149 от 5 февраля 2004 г. Личный архив автора, 2004 г.
83
Буянов М.И. Мистика, КГБ и психиатрия. М., 2007. 107–109
Источник:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]